Костанай и костанайцы

Холодное оружие позапрошлого столетия хранит костанайская семья

Элегантный предмет для самообороны, визуально напоминающий стилет без гарды, находится в руках потомков знаменитого исламского проповедника Марала ишана Курманулы (1780-1841), чье имя носит самая старая мечеть областного центра

Холодное оружие длиной около сорока сантиметров, имеет обоюдоострое лезвие без дола и деревянную рукоять для хвата одной рукой. Трудно назвать его кинжалом или мечом, судя по габаритам и весу, оно явно не было предназначено для нападения и штурма. Это предположение подтверждает и сноха религиозного деятеля в пятом поколении Кульшира Ундемесова. По ее словам, в далеком прошлом этот тонкий клинок хранился в изящных деревянных ножнах. И в зачехленном положении его невозможно было отличить от обычной трости. Спустя столетие, в 1937 году, оригинальные ножны были сожжены одним из потомков Марала ишана в костре, но, к счастью, клинок и его деревянная рукоять не пострадали.

Сегодня холодное оружие хранится в ножнах, выполненных из бамбука с вставками из алюминия.
Впервые этот клинок Кульшира апай увидела более пятидесяти лет назад, когда в возрасте 20 лет вышла замуж за потомка Марала ишана Темирхана Ундемесова.

– Мой свекор Жүнісхан ишан (1902-1976) был потомком проповедника в четвертом поколении, – рассказывает женщина. – Несмотря на то, что в советское время культивировался атеизм, наш предок соблюдал каноны ислама и был очень набожным человеком. Он, как и его прадед, занимался целительством, а этот клинок использовал в качестве оберега. Однажды я стала свидетелем пугающей картины. В наш дом привели связанного мужчину, который явно был не в себе. Их родственники сказали, что в несчастного вселился злой дух. Свекор тут же приступил к обряду изгнания. Он сохранял спокойствие, зачитывал молитвы, пока взбешенного мужчину сдерживали его близкие. Затем невозмутимо прикоснулся рукоятью клинка ко лбу страдавшего, после чего тот сразу же пришел в себя.

К Жүнісхан ишану люди нередко обращались с просьбами снять порчу или сглаз, помочь в семейном счастье. При этом его сын Темирхан Ундемесов не придерживался религиозных взглядов, так как был материалистом и состоял в компартии. Хотя очень уважительно относился к занятию папы, а после того как отца не стало, Темирхан Жунисханович бережно хранил старинный клинок как семейную реликвию.

– Есть придание, что наш предок Марал ишан неоднократно подвергался нападению разбойников и оставался жив лишь благодаря этому ножу, с которым он всегда побеждал в смертельных схватках. Предположительно, этот клинок Марал ишан начал носить с собой в 1800 году. Кто и где изготовил это оружие, нам неизвестно, – рассказала Кульшира Ундемесова.

В дом Ундемесовых изредка, раз в 4-5 лет, по старой памяти приходили знакомые, которые в поисках духовного умиротворения просились переночевать в доме потомков великого религиозного деятеля. Сама Кульшира апай долгие годы не осмеливалась брать в руки этот древний клинок, побаиваясь его прошлого и энергетики. Лишь после того как женщина начала читать коран и совершать намаз, она стала прикасаться к реликвии.

Древний клинок семья Ундемесовых хранит в одной из мечетей Костанайской области. В доме реликвия бывает крайне редко.
Народным целительством потомки Марал ишана не занимаются, при этом, Кульшира апай отметила, что чувствует энергетику клинка. Хранить реликвию в будущем продолжат ее сыновья Касымхан и Аулиехан, которые являются потомками знаменитого богослова в шестом поколении.

Асхат НУРТАЗИН,
фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77