Редакционное авто «НК» на один день превратилось в машину времени, когда журналисты отправились на интервью с создателем средневековых доспехов
В одном из гаражей на окраине общества «Железнодорожник» журналистов встречают недоплетенная кольчуга, несколько шлемов, которые еще нужно довести до ума, и еще множество железяк, как называет детали доспехов Михаил Гута. Здесь нет разве что горнила: доспехи костанаец кует на холодную. Его основное занятие – фотография, а доспехостроительство (да-да, именно так!) – хобби, захватывающее без остатка.
Защиту из стали бронник делает в основном для себя и товарищей по «Temir Tumen» – филиал казахстанского клуба исторической реконструкции действует в Костанае уже пять лет. Изредка мастер работает на заказ. Так, в начале сентября в Щучье-Боровое отправились два рыцаря, точнее, их полное обмундирование. Чтобы создать два экземпляра, Михаил и его помощник Владислав Мартынов полтора месяца практически не выходили из гаража. Если только поспать.
Увлечение доспехами выросло семь лет назад из желания фехтовать. В итоге в первый год костанаец посетил всего три-четыре тренировки, зато поднаторел в плетении кольчуг. Уже позже освоил бригантину – доспех из пластин, наклепанных под основу из ткани, и на одной из акций «Ночь в музее» щеголял в хатангу-дегель – азиатском варианте бригантины.
Неужели рыцари такую бандуру на голове носили? Эта мысль возникает, когда Михаил демонстрирует шлем, стилизованный под известный топхельм Фон Даргена, найденный в одной из немецких деревушек и датированный второй половиной XIII века.
Бронник будто читает мои мысли.
– Чтобы защититься не только от стрел, но и от меча, топора, алебарды, доспехи должны были быть толстыми и весили соответственно. Сейчас, в зависимости от толщины стали, их вес доходит до 30 кг, – говорит он.
Такую ношу осиливали только конные воины. Пешие ограничивались шлемом и нагрудником, чтобы прикрыть ребра. В ИСБ – исторических средневековых боях, куда выезжают воины «Temir Tumen», удары мечом приходятся не только на голову, но и на ноги. Не запрещается пинать и применять борьбу. Но в любом случае без защиты не обойтись. Несмотря на то, что ИСБ – наследники исторической реконструкции, безопасность здесь превыше «заклепки в заклепку». Иными словами, шлем с решеткой как у хоккеиста на фестиваль реконструкции не пропустят – это исторически недостоверно. А участие в ИСБ, наоборот, будет под запретом без этой самой решетки. Должная защита в этом случае призвана сохранить и зрение, и челюсть.
Михаил и сам несколько раз травмировался, когда выходил на ристалища различных фестивалей. В свое время он выступал в Москве, Омске, Барнауле, Алматы, а в Кыргызстане участвовал на «Играх кочевников». В мечтах – отправиться на «Битву наций» – чемпионат мира по ИСБ.
– Травмы случаются из-за дырявых доспехов, – уточняет собеседник. – Это когда оружие попадает в зазоры между пластинами. Или, к примеру, плохо зафиксирован наплечник либо наколенник – это, наряду с шеей, тоже слабые места воина.
Если не брать в расчет «дырявые» латы, травм помогает избежать поддоспешная одежда. Михаил достает и разворачивает шосы – толстые штаны, которые позволяют смягчить удар меча. На латах может остаться вмятина, но тело благодаря амортизации этого почти не почувствует.
На философии рыцарства умелец не зациклен, но с удовольствием поучаствовал в проекте костанайской фолк-исполнительницы Натальи Закора, и в скором времени можно будет увидеть, как он в латах восседает на коне и орудует мечом. Интересно, что почувствовать себя средневековым воином может каждый. Михаил проводит фотоссесии, герои которых облачаются в созданные им кольчуги и доспехи. У жительниц областного центра такие фотосеты пользуются не меньшим успехом, чем у мужчин.
Елена НОВАК
Фото из архива Михаила ГУТЫ
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77