Культура

Художница Валентина Алмакаева зарисовала 183 артефакта, обнаруженных в ходе раскопок Тургайской долины

Это место находится в Костанайской области. Его уникальность в том, что археологические памятники, которые здесь находятся, не встречаются больше нигде в мире.

Летом прошлого года исследователи завершили раскопки в районе Тургайской долины. Археологические находки по сей день продолжают изучать в областном Центре исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия.

– Так как здесь нет собственного специалиста по рисунку, на время отрисовки экспонатов им нужен был художник. Коллеги, которые работали там, посоветовали меня, – рассказывает Валентина Алмакаева. – Благодаря их рекомендациям со мной связалась археолог и пригласила на собеседование. Вместе с другим кандидатом мы нарисовали несколько артефактов. По итогам этого задания специалисты выбрали меня.

Девушка признается, на эту работу она согласилась сразу, но поначалу у нее не было четкого понимания, как все будет происходить.

– Необходимо было отрисовать натуральный размер каменных находок и керамических кусочков, а потом скомпоновать их на листе для дальнейшей печати, – продолжает художница. – Объекты я изображала с определенного ракурса, сбоку и сверху. Время выполнения зависело от характеристик самого объекта, так как все они были из разных материалов: камня, бронзы, керамики. Касательно последнего, на рисунке было важно отобразить орнамент, который присутствовал на данном артефакте. Некоторые исторические элементы были довольно маленькие – от полутора до двух сантиметров. Другие, наоборот, превышали размеры ладони. Что-то успевала нарисовать за 20 минут, на некоторые уходило больше часа, и это только изображение на бумаге.

После рисунок необходимо было перенести в электронный вид для дальнейшей печати. Делалось это с помощью графического планшета.
По мнению собеседницы, главная сложность заключалась в том, чтобы правильно показать фактуру артефакта.

– У каждого предмета она представлена различным образом. К примеру, у керамики рельеф показан точками, у камня – линиями, – вспоминает наша героиня. – Трудности заключались в том, что не все такие сколы имеют историческую основу, так как у многих они возникают под влиянием времени. В этом случае неровности не имеют никакого значения и на них не стоит акцентировать внимание. Поэтому нужно было точно понимать, какие части будут отрисованы, а какие моменты на рисунке присутствовать не должны.

В первые дни девушка отсмотрела большое количество видеоуроков по археологическому рисунку, изучала саму стилистику, а также работала с археологом.

– Практически каждый день я отрисовывала по 5-7 изображений за один подход, – поясняет Валя. – Курирующий специалист Елена всегда подсказывала мне, объясняла и помогала разобраться во многих моментах, так как перед тем, как изобразить объект, необходимо знать его исторический подтекст, иметь представление, как эта деталь обрабатывалась.

Художницу всегда интересовали изображения в энциклопедиях. Такая картинка не просто передает красоту какого-либо предмета, а рассказывает о его свойствах и главных особенностях. Отчасти это и помогло ей адаптироваться и разобраться в этом деле.

– Помимо привычных для меня инструментов, мне также удалось поработать со штангенциркулем. Им измеряла толщину объекта и переносила размеры на бумагу. Такая практика была полезной для меня, я смогла познакомиться с археографическим рисунком, увидеть эти уникальные элементы, прикоснуться к ним. Это было увлекательно. Всего я отрисовала 183 артефакта, – завершает мастер.

Изображения будут включены в научные материалы и публикации центра. Работа будет выпущена с переводом на казахский и английский языки.

Кристина ФРИТЦ,
фото героини материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77