Костанай и костанайцы

Игры разума: как костанайцы создали с нуля один из самых популярных интеллектуальных квизов в нашем регионе

Паб-квизы появились в жизни костанайцев не так давно, но почти сразу залетели в топ любимых развлечений

За несколько лет в городе развернулась целая квиз-индустрия из площадок, где каждую неделю команды меряются умами в неформальной обстановке. NewTown среди них – отдельная история, хотя бы потому, что это стопроцентно костанайский продукт, над которым еженедельно трудится целая команда.

Если углубиться в историю, паб-квизы дошли до нас непозволительно поздно. Зародились они еще в середине 70-х в Великобритании, где завсегдатаям пабов наскучило просиживать однообразные вечера с кружками горячительных напитков. Командные викторины быстро стали вирусными и распространились далеко за пределы британских островов. В страны СНГ они зашли уже после 2010 года, а к нам и того позже, но это нисколько не умаляет ни достоинств игр, совместивших приятное с полезным, ни их популярности.

Одними из первооткрывателей жанра в Костанае стали Иван Дворников, Кристина Мозговая и Олеся Бабюк. Еще учась в вузе, молодые люди пробовали себя в различных играх на эрудицию и решили положить этот опыт в основу коммерческого проекта. Легче всего было купить франшизу и пойти по проторенной дорожке, получив полный гайдлайн и пакеты с вопросами, однако ребята не искали легких путей.

– Мы думали насчет франшизы, – признается Иван Дворников. – Но нас отпугнула рамочность и шаблонность формата, от которого нельзя отходить. Например, мы не хотели, чтобы в игре присутствовали только задания по принципу «либо знаешь, либо не знаешь». На игру идут прежде всего за хорошим настроением, поэтому важно, чтобы до ответов можно было дойти логическим путем. Главное – соблюсти баланс и сделать вопрос достойным дискуссий и в то же время понятным большинству людей. В итоге мы создали свою игру, на разработку концепции которой ушло несколько месяцев. Не скажу, что NewTown кардинально отличается от своих собратьев, но все дело в мелочах. Мы придумали, например, номинацию за лучший неправильный ответ, финальный вопрос, тематические раунды и многое другое.

К слову, хоть речь и идет о бизнес-проекте, изначально все строилось на голом энтузиазме: стартовым капиталом стали мысли, рекламой – сарафанное радио. Хотели позвать топового ведущего для привлечения аудитории, но прайс оказался не по карману. В общем, коммерческие перспективы проглядывались весьма и весьма смутно… И все же игра, замешанная на эрудиции и азарте, имела успех и довольно быстро завоевала симпатии любителей нетривиального отдыха. В чем секрет такого успеха? Прежде всего в людях, уверяют основатели.

– В нашей команде есть особый человек – Тамара Ивановна Давиденко, она в основном и пишет вопросы, над которыми ломают голову каждую неделю участники, – рассказывает Иван. – Познакомились мы в ЧелГУ, где у нас была своя команда, а Тамара Ивановна нас тренировала. Вообще писать вопросы довольно сложно, учитывая, что на каждую игру готовим индивидуальный пакет. При написании мы пользуемся различными источниками информации, откуда берем какие-то факты, и уже на основе их строим вопросы. Задания обсуждаем вместе, проводим мозговой штурм. Обычно мы все досконально перепроверяем, но не обходится без казусов. Например, Рубенса как-то назвали бельгийским художником. Но надо отдать должное нашим участникам – об ошибках они сообщают корректно, со всей деликатностью, за что мы им очень благодарны.

Когда NewTown начал приносить небольшие деньги, Иван, Кристина и Олеся решили тут же масштабировать проект на соседний Рудный. На первую игру пришло 10 команд, и почти все они остались верны NewTown до сих пор. Это ли не лучший комплимент основателям?

Совсем скоро проект как-то неожиданно вышел за рамки области и даже страны – NewTown обосновался в Астане и Санкт-Петербурге. В столицу Казахстана организаторы ездили сами, в культурной столице России нашли единомышленника, который активно взялся развивать костанайский проект.

– Тот период я вспоминаю как череду разъездов, – говорит Дворников. – Рудный, Костанай, Астана, Павлодар, Алматы… Бывало, мы каждую ночь засыпали в разных городах, потому что нас тогда активно звали на тимбилдинги в различные компании. При этом рекламу мы не давали – провели игру для одного коллектива, и предложения посыпались сами…

Однако за белой полосой по классике бизнес-жанра вскоре последовала черная. Сначала основатели NewTown попали в аварию, возвращаясь с очередной игры в Астане. Пришлось взять вынужденный тайм-аут и всерьез заняться здоровьем. Потом грянула пандемия, которая и вовсе поставила крест на играх из-за карантинных ограничений. Чтобы хоть как-то поддержать интерес к NewTown, ребята проводили игры онлайн, но они так и не прижились. Причин тому было несколько. Во-первых, исчезло то, ради чего все и затевалось – атмосфера. Люди шли за эмоциями, которые можно было увидеть на лицах товарищей и соперников, азартом, непринужденным общением и командным духом. Вторая причина более приземленная – на играх категорически запрещено пользоваться телефонами и любыми другими гаджетами, чтобы не возникло соблазна подсмотреть ответ на каверзный вопрос. В онлайн-формате этот момент проконтролировать, увы, невозможно.

 

Проект заморозили до лучших времен, а когда они настали … пришлось начинать все с нуля.

– Снова встал вопрос с поиском помещения, которое бы отвечало нашим требованиям – с просторным залом, всей необходимой аппаратурой, – вспоминает Иван Дворников. – Но опыт у нас уже был, в принципе, мы довольно быстро влились в прежний ритм. Мы продолжаем проводить и классические игры, и музыкальные, и посвященные кино. Немаловажно, что этот проект нам позволяет не только получать удовольствие от того, что мы делаем, но и заниматься благотворительностью. Раз в квартал мы устраиваем игры, доход от которых идет на лечение детей.

И хотя ребята зачастую не могут себе позволить больше пяти часов сна из-за катастрофической загруженности (у всех еще есть и основная работа), не так давно они взялись за новый проект – интеллектуально-досуговый центр для детей. Аналогов ему в Костанайской области нет. По словам основателей NewTown, нынешняя школьная программа, заточенная на тесты, ставит детям рамки, не позволяющие развивать логическое мышление и эрудицию в полной мере. Иван, Кристина и Олеся разработали свою методику, благодаря которой школьники в игровой форме смогут научиться мыслить нестандартно и прокачать свои интеллектуальные навыки. Также они планируют устраивать для школьников командные игры по типу тех, что проводят для взрослых. В общем, теоретическая база уже готова, осталось только взять и сделать. А с этим, как показывает практика, у молодых и креативных предпринимателей проблем нет.

Арина ФИСЕНКО,
фото героев материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77