Одна из таких историй произошла с жительницей Костаная Марией Колесниковой
Девушка работает и живет в областном центре, однако прописана в Костанайском районе, поэтому обслуживается в районной поликлинике. Мария должна была за счет страховой медицины пройти плановое УЗИ по беременности. Но за него пришлось заплатить…
Как так вышло? Да все просто: в регистратуре сказали, что свободных талонов на ближайшее время нет. Пациентке предложили пройти процедуру платно в других учреждениях, или сделать ее здесь и сейчас, но опять же платно. Разве у беременной девушки, у которой уже «горят сроки» обследования, есть выбор?
– Конечно, я заплатила, тут дешевле, чем в частных клиниках, всего 1800 тенге, – рассказала «НК» Мария. – Но меня удивило, что все в очереди на УЗИ стояли по платным талонам! Тогда, где все те люди, которые ухитрились ухватить бесплатные талоны? Думаю, что их просто нет, а поликлиника таким образом зарабатывает на пациентах, которые и без того ежемесячно платят за медицину. Куда тогда идут наши отчисления?
И такие случаи, пишут наши читатели, не единичные: в городских поликлиниках тоже нередко направляют пациентов на платные услуги, хотя по закону не имеют право этого делать.
Представитель филиала Фонда социального медицинского страхования по Костанайской области Аскар Касимов однозначно ответил, что данные факты – нарушение прав пациентов, об этом нужно незамедлительно сообщать в их ведомство.
– Смысл страховой медицины в том, чтобы она была доступна, и людям не приходилось прибегать к частным специалистам и платить за это деньги, – объясняет Аскар Касимов. – Поликлиника, при невозможности оказать услугу в ближайшие 10 дней, должна направить пациента в другое учреждение, у которого имеется договор с ФОМС. Ожидание до 10 дней обследования или приема – это нормально в наших реалиях, учитывая дефицит врачебных кадров, но, если пациент не может получить услугу сверх этого времени, а ситуация требует быстрого обследования, поликлиника обязана выдать направление в другую поликлинику. К примеру, в Костанае с ФОМС работают семь учреждений: поликлиники №№1, 2, 3, 4, 5, ТОО «Уромед» и железнодорожная больница.
1406 – это номер контакт-центра Фонда медстрахования. Туда можно обращаться и с любыми вопросами, и с жалобами. В зависимости от срочности вопроса претензии здесь рассматривают сроком до пяти дней.
С проблемой при обслуживании в поликлинике города столкнулась и Юлия Ким. Девушка рассказала, что почти три года находилась в декрете, соответственно, все это время за нее в Фонд медстрахования платило государство. Однако на последнем месяце декрета, при обращении в поликлинику, пациентке заявили: за последние два месяца у вас нет взносов. Платите сами, если хотите здесь обслуживаться.
– У меня один вопрос – как? – недоумевает Юлия. – Я ушла официально в декрет из государственного садика, работала воспитателем. Почему я должна сама за себя платить?
Проверив с согласия читательницы по ИИН статус застрахованности, мы узнали, что в этой истории есть нюансы. Государство прекратило платить за Юлию Ким обоснованно.
– Льготы должны быть у данной заявительницы до исполнения ее ребенку трех лет, то есть до лета 2021 года, – отметил Аскар Касимов. – Но, как вы помните, в апреле 2020 года, когда государство начало выплачивать по 42 500, все стали массово уплачивать ЕСП, чтобы получить эту выплату. Заявитель его тоже оплатила, поэтому система автоматически вывела ее из льготной категории, потому что уплата ЕСП говорит о наличии дохода. С этого момента заявительница начинает оплачивать ЕСП. Если бы оплаты не было, то через несколько месяцев она снова попала бы в льготную категорию до исполнения ребенку трех лет. Однако, когда это произошло, заявительница еще не работала, оплата от работодателя не поступала, соответственно, за себя необходимо вносить средства как самостоятельный плательщик. Если у вас имеются аналогичные проблемы, со всеми вопросами вы можете обратиться в ФОМС.
Татьяна НАЗАРУК
Карикатура из интернета
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77