В ритме города

Как создавался костанайский главный символ Победы

В 1968 году в областном центре был торжественно открыт мемориал, посвященный погибшим в годы Великой Отечественной войны

Несмотря на то, что он уже несколько раз менял свой облик, памятник по-прежнему остается главным символом Победы. Это заслуга скульпторов Леонида и Музы Белоусовых.

О знаменитых творцах с трепетом сегодня вспоминает их младшая дочь Наталья Потава. Она и хранитель памяти, и свидетель большой истории: Наталья Леонидовна, будучи еще ребенком, своими глазами наблюдала, как создавался один из любимейших костанайцами памятник. Воспоминаниями она поделилась с «НК».

Дело жизни

Более полувека назад, когда Наталье Леонидовне было всего 10 лет, ее родители приступили к работе над мемориалом и его главным элементом – памятнику Неизвестному солдату. В мастерской Муза Александровна и Леонид Прокопьевич пропадали с утра до ночи. Своему делу они отдавались полностью.

– Я даже уже не скажу, сколько по времени заняла работа. Год точно они занимались только эскизами: лепили уменьшенные копии солдата, прежде чем приступить к большой версии, – отмечает Наталья Потава. – Помню только, что работали очень долго. Мы жили с папой, мамой, сестрой и бабушкой со стороны мамы, Анфисой Алексеевной. Может, из-за того, что с нами была она, мы не ощущали, что родителей постоянно не было дома. Они проводили все время в мастерской, а потом в здании завода химволокна, где возводили фигуру уже в натуральную величину. Родители всегда были заняты, уставшие…

Всю тяжелую физическую работу делал Леонид Белоусов, а его Муза отвечала больше за творческую часть, хотя тоже сполна испытала на себе тяжесть скульпторской доли. На семь метров ввысь по лесам забиралась (общая высота фигуры солдата – 7 м 40 см – прим. ред.), трудилась почти под потолком, пальцы в кровь стирала от постоянного контакта с глиной. Наталья Леонидовна говорит, что в мастерской у родителей был погреб, где в холоде хранилась глина. У Музы Александровны опухали пальцы от работы с ледяным материалом. Все тепло своих рук женщина отдавала бездушному куску глины, который позже стал смотреть на мир живыми глазами…

– Прообраз солдата мои родители нашли случайно, – продолжает рассказ Наталья. – Нужен был автомат, за ним они пошли в милицию и на Доске почета увидели фото Виталия Грушницкого. Он был тогда молодым служащим, не воевал, но чем-то он моих родителей зацепил. Я ни разу не была в мастерской, пока он позировал. Родители не звали меня, но рассказывали, как идут дела. Познакомились мы с Грушницким лично, только когда папы не стало. Солдат говорил, что позировал после работы, был уставший, нередко засыпал. Приходилось руку, в которой у него была лавровая ветвь, привязывать, потому что тяжело было часами держать ее приподнятой.

Как вместе скульпторы создавали своего солдата, так вместе и выбирали слова, которые позже появились на стене позади фигуры. Наталья Потава и сейчас цитирует строки из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского: «Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!». Этот отрывок был высечен на стене, которую позже, в 1975 году, вымостили плитами с именами героев ВОВ. Ушел и первоначальный белый цвет всего мемориала и его «воздушность»: в первом варианте стена не опиралась на землю, а парила над ней.

Сегодня мемориал облицован гранитом, солдат выкрашен в черный цвет. Сделали это в 2018 году под неодобрение костанайцев. Наверное, были бы против и создатели, но к тому времени оба ушли из жизни…

Они не могли друг без друга

Чета талантливых мастеров приехала в Костанай в 1958 году после окончания Ленинградского высшего художественного училища им. В. Мухиной. До этого Леонид жил в маленьком поселке под Екатеринбургом, Муза – в деревне у Нижнего Тагила. Оба трудились в тылу во время войны, а когда все закончилось, отправились поступать в художественное училище.

– Сначала они учились в Нижнем Тагиле, а потом в Москве не прошли отбор, – уточняет рассказчица. – На второй год поступили в Ленинграде и почти сразу, 16 сентября, расписались.

Наталья Потава говорит, что ее родители были созданы друг для друга: если бы не было Леонида, то и Музы бы не было. Они просто не представляли жизни порознь.

– Мамы не стало 5 августа 1979 года. Очень рано. Ей было всего 52 года. Рак печени. Не знаю, как так получилось: она всегда спортом занималась, всегда бодрая, веселая была, – вспоминает Наталья Потава. – Папе сразу тяжело стало. Год он вообще не работал, а после сделал бюсты Лаврентия Тарана и Амангельды Иманова, это самое значимое из его последних скульптур. Папа всегда мечтал работать с камнем, в училище в Нижнем Тагиле он изначально поступал именно на камнереза. Умер папа в 2014 году в возрасте 86 лет.

Леонид и Муза все нюансы своих будущих творений обсуждали вместе и досконально. Возможно, в такой дотошности и заключался секрет их таланта. Скульптуры Белоусовых буквально оживали.

– Я много, где была и много что видела, но для меня Неизвестный солдат – самая потрясающая скульптура. Кажется, как будто он сейчас сделает вдох и шагнет вперед. Я всегда поражалась, как можно было так все передать? – добавляет Наталья Леонидовна.

Но не только одним Неизвестным солдатом богато творческое наследие скульпторов Белоусовых. Их работы имеются чуть ли не в каждом районе нашей области: село Айет украшает фигура Абая, в Боровском около церкви Космы и Дамиана стоит символ Родины-матери… Для одной из фигур, которые ныне стоят на территории Дома отдыха в Рудном, позировала сама Наталья. Мама попросила ее прийти после школы и помочь. Теперь эта память навсегда высечена в камне.

В преддверии Дня Победы Наталья Потава обратилась в отдел культуры с просьбой установить около памятников, созданных ее родителями, таблички с описанием работы и указанием авторов. Костанайцы должны знать имена своих художников.

Татьяна НАЗАРУК,
фото из архива семьи Белоусовых и областного историко-краеведческого музея

 


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77