Костанай и костанайцы Социум

Как живут гаражные кооперативы Костаная, оставшиеся со времен СССР?

По данным сайта kostanai.spravker.ru в городе числятся 52 общества, однако при детальном подсчете их всего 45. Остальные семь закреплены за прилегающими к областному центру населенным пунктам.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Практически все кооперативы были построены во времена бывшего Союза, в основном в 70-е годы.

В советскую эпоху гаражи, как правило, использовались для хранения машин, здесь обязательно был погреб либо кладовая. Нынешняя атмосфера и направленность заметно отличается. Сегодня в обществах можно встретить и коммерческие объекты, в основном кузовные, и мебельные цеха, СТО, реже токарные мастерские или кузницы.

Также нужно отметить, что в теплое время года гаражи превращаются в своеобразный закрытый мужской клуб, где костанайцы вечерами собираются за дружескими разговорами.

Итак, прогуляемся по гаражным кооперативам вместе.

«ДИЗЕЛЬ»

Это общество расположено на улице имени Камшат Доненбаевой, неподалеку от Дворца молодежи. Число гаражей составляет несколько сотен, и почти все они активно используются. Новый импульс кооперативу дали микрорайоны-новостройки «Юбилейный», «Береке», «Алтын Арман».

Мы разговорились с Василием Кузнецовым, который встретился нам у проходной. Как выяснилось, он подыскивает себе гараж. Цена, на которую он рассчитывает, 1-1,5 млн тенге.

– Около десяти лет назад у меня было здесь место, но в связи с переездом я его продал, – говорит костанаец. – Теперь снова живу неподалеку. Этот кооператив появился в 1983 году, он предназначался для тружеников дизельного завода, где я собственно когда-то и работал. Хочу сказать, что в этом обществе самые качественные гаражи в городе. Эти строения возводились из унесенных на строящемся дизельном заводе материалов – отборного кирпича, качественного бетона и плит.

Чуть поодаль от конторы мы наткнулись на гараж с распахнутыми воротами, рядом стояло несколько машин. Конечно, у владельца Виктора Хорошевского была припасена своя история, связанная с этим местом.

– В кризисные 90-е гараж помог мне избежать финансового краха. По профессии я слесарь КИПиА, – говорит мужчина. – Наступило трудное время, зарплату не выдавали. Росли дети, и нужно было как-то выживать. Тогда от безысходности я выкупил здесь один гараж и принялся оказывать услуги по ремонту машин. Со временем приобрел еще два и объединил их в один цех.

Собеседник отметил, что автомастерские в кооперативах – это пережиток прошлого. Сам он в будущем хотел бы съехать в другое место. Были бы деньги.

«ЗА РУЛЕМ»

Общество с таким говорящим названием находится на Узкоколейной, 2/5. Образовалось оно в 70-е годы. Это небольшой кооператив, насчитывающий не более ста гаражей. Тут тихо и немноголюдно.

Шум создают только сторожевые собаки, лающие на незнакомцев. Мы познакомились с одним из старожилов, который чинил свое старенькое авто.

– Свободных гаражей у нас почти нет. Население Узкой колеи растет, и эти строения будут в цене всегда, – сказал немногословный пенсионер Нурлан Алимханов.

По соседству с обществом «За рулем» расположен гаражный потребительский кооператив №15, где нас встретили несколько бродячих собак.

Разбивка улиц примечательна тем, что они идут диагонально и чем-то даже напоминают лабиринт. Многие гаражи, судя по заросшей перед воротами траве, давно не видели своих хозяев, хотя в целом безлюдным общество назвать нельзя.

– Этот кооператив появился, примерно, в 1973 году, – говорит владелец гаража Данияр Вахитов. – Я тогда работал на предприятии «Тяжстрой», возил сюда кирпич с КЖБИ, бетон. Стариков мало, многие уже ушли из жизни. Мне здесь нравится. Площадь моего гаража 18 кв.м, погреб засыпал, так как там постоянно поднимались грунтовые воды.

НА БЕЗЫМЯННОЙ ПУСТОТЕ

Следующей нашей точкой стали гаражи в районе Тепличного комбината. Пожалуй, это самая странная локация, на которой мы побывали. Здесь всего четыре коротких улицы. Нет ни названия, ни какой-либо формы управления.

Те, что стоят с краю, разбираются мародерами по частям. Кругом мусор, грязь и даже стихийные свалки. Место неприятное и удручающее, но ноты оптимизма кое-где проскальзывают, так как у многих строений есть владельцы. Мы разговорились с Василием Дарием. У него здесь небольшое СТО, и, пожалуй, он один из немногих, кто содержит порядок на остатках былого общества.

– Работаю тут семь лет, – делится мастер. – Бывали кражи, и для безопасности я установил видеонаблюдение. На руках у меня есть правоустанавливающие документы, но название кооператива не указано. Раньше сюда недобросовестные граждане сваливали мусор, но я поставил бетонную плиту на своей улице, и это прекратилось. Я только за, чтобы тут был порядок, но вот кто возьмется его наводить?

В ЧЕСТЬ КРАСНО-БЕЛЫХ

Противоположность предыдущему – ОО ВКСЧА «Спартак», который расположен по адресу: Кобыланды батыра, 43. Оно с первого взгляда привлекает чистыми и аккуратными улицами. Здесь насчитывается около 700 гаражей. Первые владельцы – работники горсети. Сторож Михаил Тарасов живет в районе КСК больше пятидесяти лет, и район, в том числе и гаражи, менялись на его глазах.

На вопрос почему «Спартак», мужчина рассказал, что первый председатель был большим поклонником «красно-белых», в честь них и назвал кооператив.

НА ОЖИВЛЕННОЙ УЛИЦЕ

Общественное объединение владельцев крытых стоянок для частного автотранспорта «Восток» находится на ул. Лермонтова, что довольно удобно не только для стоянки машин, но и для бизнеса.

Гаражи выходят на оживленную проезжую часть, и некоторые костанайцы переоборудовали свои владения под СТО, шиномонтажные пункты, офисы и даже магазины.

Услуги предпринимателей пользуются спросом.

– У нас всегда большие очереди, особенно в межсезонье, – говорит работник шиномонтажной станции Артем Соколов. – Я работаю тут пять лет. Владелец точки оборудовал мастерскую, объединив три гаража. Место очень удобное, это мой основной источник заработка.

ЭХО ВОЕННОГО ГОРОДКА

В южной части Костаная мы заехали в гаражное общество «Пилот», по соседству с ним находится кооператив «Авиатор».

– Этот кооператив появился в 1979 году и предназначался для летчиков, проживавших в военном городке, – рассказывает бухгалтер ОО «Пилот» Марина Полякова. – Если посмотреть на схему, можно заметить, что гаражи не типовые. Первые строились по периметру общества и их площадь немного больше стандартных. В дальнейшем уже по центру достраивались остальные. Сегодня на участке 3,8 га числятся 820 гаражей. Улицы широкие и удобные для проезда.

Интересно, что одну из них владельцы гаражей в шутку называют «генеральской». Примечательная особенность общества еще и в том, что некоторые члены кооператива установили железные бочки для сбора дождевой воды. Это достаточно практично, всегда под рукой есть техническая вода, что немаловажно для любого автолюбителя.

ЧТО ГОВОРИТ ГЕНПЛАН?

Гаражи сохранились в разных частях города, и в них по-прежнему кипит жизнь. Но будет ли так всегда? Согласно экспликации Генплана Костаная, к 2050 году некоторые кооперативы перестанут существовать. На их месте появятся жилые застройки, дошкольные учреждения, коммерческие объекты.

Изменения коснутся в основном тех обществ, которые расположены в глубине города. Предполагается, например, что через 30 лет ОО «Пилот» и «Авиатор», находящиеся на улице В. Интернационалистов, уступят место объектам здравоохранения. Там появятся станция скорой помощи, стационар городского назначения, поликлиника, а также реабилитационный центр. А такие, как «За рулем» и №15 на Узкоколейной, продолжат жить.

Асхат НУРТАЗИН,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77