Костанай и костанайцы Экономика

Какую роль сыграла знаменитая обувная фабрика в судьбе костанайцев

Сейчас от АО «Алпамыс» (официальное название предприятия) осталось лишь административное здание, вокруг уже растут новостройки

Но история фабрики жива, пока сохраняется память о ней. Происходит это благодаря ее работникам, с которыми «НК» с удовольствием поговорил.

ОТ УСПЕХА К КРАХУ

История производства началась в 1941 году, когда в Кустанае разместился эвакуированный из Симферополя кожевенно-обувной комбинат им. Дзержинского. После Великой Отечественной войны обувная фабрика осталась у нас, впоследствии на ее базе было организовано АО «Алпамыс».
В 2016 году предприятие было признано банкротом с суммой задолженности в 840 млн тенге.

Семь помещений в центре Костаная площадью 16 тысяч квадратных метров и почти два гектара земли — довольно интересное предложение для бизнеса. После оценки имущества предприятие было продано в марте 2019-го. С начала 2020 года стартовал процесс разбора старых зданий.
Позже стало известно, что на месте известной фабрики возводят современный жилой комплекс ALPAMYS, застройщиком выступил «ИП Айткужинов А.М».

«ЗДЕСЬ Я ПРОВЕЛА СВОЮ МОЛОДОСТЬ»

Надежда Айдабулова пришла работать на фабрику в 1982 году в возрасте 19 лет.

– Весомое преимущество предприятия – предоставление комнат в общежитии для сотрудников. Оно располагалось по ул. Индустриальной (ныне Мауленова). Сначала жила с девчатами, а когда стала мастером – дали отдельную комнату. На тот момент это была роскошь, – рассказывает Надежда Кенжебуровна.

Третий цех для нее стал по-настоящему родным, здесь она росла и как профессионал, и как личность.

– Постепенно повышала свой разряд, а в 1988 году стала мастером. На тот момент директором была Галина Павловна Гетманская, она и сообщила, что мне предоставят жилье – однокомнатную квартиру, – вспоминает собеседница. – В конце лета того же года я уже въехала в собственную квартиру по ул. Тарана. До сих пор здесь живу, кстати, на одном этаже с Надеждой Витальевной Воронковой, которая более 30 лет проработала на штамповке. Она тоже получила квартиру в нашем доме.

Кроме того, благодаря работе на фабрике нашей героине удалось побывать на Азовском море и в Днепропетровске.

Надежда Айдабулова отмечает, что тогда она чувствовала уверенность в завтрашнем дне. Зарплаты 80-90 рублей хватало на все необходимое, мастера получали больше – 120 рублей.

Вспоминает женщина и свой коллектив – дружный, инициативный, легкий на подъем. Сотрудники обувной фабрики вместе отмечали Новый год, с елкой, новогодними костюмами прямо на территории предприятия.

– Участвовали в парадах на 9 Мая. Кстати, наши сотрудники всегда шли в первых рядах, все-таки это производство было одним из ведущих, – с гордостью говорит Надежда Кенжебуровна.

Немногие знают, но клееварка находилась в бывшей мельнице купца Оразаева. Она была памятником архитектуры, но ее исключили из списков, здание снесли.

– Когда-то запах оттуда казался неприятным, а сейчас вспоминаю его, и на душе становится теплее, – усмехается собеседница.

Однако латексный клей был довольно едким, вредил коже рук. Надежда отмечает, что даже перчатки не спасали – состав просто разъедал их.

– Помню, у меня самой были жуткие болячки, кровоточили ногти, отправляли на больничный, – добавляет она. – А вообще травм на производстве у нас не было, если только повреждение иглой. Относились к безопасности ответственно.

На фабрике наша героиня проработала до 1990 года, а позже пошла на повышение – стала инженером-технологом на предприятии по ремонту обуви по ул. Повстанческой (ныне Касымханова). Как раз тогда Надежда Кенжебуровна получила образование в Московском институте текстильной и легкой промышленности.

Постепенно обувь кустанайского производства становилась менее востребованной. Из-за границы привозили более модные и современные модели, массовый потребитель был больше заинтересован в импортных товарах. АО «Алпамыс» начало делать обувь только по спецзаказу: для полиции, военных и других.

СУДЬБОНОСНЫЕ ВСТРЕЧИ

Еще одной историей с нами поделились супруги Юрий Орлов и Валентина Лобок. Они познакомились на обувной фабрике больше 20 лет назад, живут счастливо до сих пор.

Юрий пришел на производство в 1981 году в возрасте 16 лет, но проработал недолго. Вернулся в 2000-х и трудился до тех пор, пока не закрыли третий цех.

Валентина на фабрику попала совершенно случайно, трудилась в 1989-2007 годах.

– Я родом из Урицкого (ныне Сарыкольского) района. Приехала поступать в училище вместе с подругой. Она троечница, я – хорошистка. Поступали вместе в три места. Я везде прохожу, она проваливает экзамены. Но нам так хотелось учиться вместе… А когда уже опомнились, подавать документы было нельзя. Опоздала! Подруга вернулась в район, а я осталась в городе. Пошла в Центральный парк в расстроенных чувствах, рыдаю. Подошла ко мне, как потом выяснилось, начальница цеха фабрики и позвала меня на работу. Так я и оказалась здесь, – рассказывает Валентина Амангельдиевна.

Судьбоносной была встреча и с подругой Гульмирой Сагиндыковой. Работали вместе в третьем цеху. Гульмира – воспитанница детского дома, пришла на производство, когда ей было 14 лет. Окончила училище обувной фабрики, тогда оно располагалось в районе КСК.

– На производстве она занималась тяжелой физической работой, стояла на прессах и прошивке. Выполняла огромный объем работы. Про таких, как Гульмира, говорят – коня на скаку остановит, в горящую избу войдет, – улыбается Валентина. – А еще она очень хороший человек, дружим до сих пор.

Собеседница начинала работать сборщиком обуви, последние три года – мастер. В ее бригаде, да и других, трудилось немало глухонемых.

– Они были самыми работящими, – вспоминает женщина. – Не все понимали их, но у меня сложности в общении не было. Я немного знаю язык жестов.

Сотрудники фабрики считали друг друга семьей. Они и работали вместе: в советское время в две смены – с 7 до 15:30, потом с 16:00 до 23:00, а позже с 8 до 20:00. И праздники проводили, не разлучаясь.

– А Мурат Айтпаев даже позвал всю бригаду на свадьбу! Женился он тоже на нашей швее, праздновали все вместе, – улыбается Валентина.

Теплые воспоминания остались и о последнем руководителе АО «Алпамыс» Алмагуль Касымовне Сауденовой. Супруги рассказали, что работники фабрики ласково называли ее «мамой».

– Когда она ездила в Индию за стельками из чепрака, обязательно привозила нам заморских фруктов, сладостей, – говорит бывшая работница фабрики. – Когда узнала, что мы с Юрой сошлись, она поздравила при всех и подарила нам часы.

Кстати, в шкафу собеседницы до сих пор стоят сервизы и даже именной чайничек, подаренные на производстве.

У наших героев сохранилась и та самая стелька из чепрака. На ощупь очень плотная, приятная – такая прослужит долго.

– Обувь мы делали из натуральной кожи. Последние годы основная поставка производилась в село Жетыген Алматинской области. В военные подразделения заказывали берцы, – говорят Юрий и Валентина.

ЧТО ЧУВСТВУЕТЕ, ГЛЯДЯ НА РУИНЫ?

Надежда Айдабулова считает, что производство можно было возобновить при условии приобретения нового оборудования, разработки современных моделей обуви. Но этого сделано не было. Со временем фабрика стала нерентабельной и пришла в убыток.

– Я провела здесь почти всю молодость. Работала, училась, росла. На тот момент это был мой второй дом. Очень жалко наблюдать, как его разбирают. У меня остались только теплые воспоминания о родном предприятии, – заключает Надежда Кенжебуровна.

Юрий Орлов и Валентина Лобок отмечают, что щемит душу каждый раз, когда они проезжают мимо новостроек.

– Обувную фабрику вспоминаем только добрым словом. Она подарила нам любовь, друзей. До сих пор общаемся с ребятами, – говорят собеседники.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО
и Сергея ЛЮТУМ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77