Здравоохранение

Казахстанские медработники теряют в зарплате из-за отмены категорий

История эта на самом деле длится давно. Но прошлый и этот годы особенно ударили по работникам здравоохранения. Из-за новшеств, введенных чиновниками, врачи и медсестры будут получать значительно меньше. О каком вкладе в медицину можно говорить после этого?

ПРЕДЫСТОРИЯ

В 2020 году министерством здравоохранения было решено упразднить институт «квалификационная категория», функционировавший как механизм для повышения знаний работников сферы здравоохранения. Он перестал существовать с 5 января 2021 года.

Помните, когда на бейджиках медработников значилось «врач высшей категории» или «медсестра высшей категории»? Это означало, что медработник в очередной раз доказал свой профессионализм, достиг высокой планки и имел право получать доплаты за свой опыт и навыки. Это было хорошим стимулом для развития и дальнейшего совершенствования, что благотворно сказывалось и на пациентах. Теперь нет ни доплат, ни возможности получить или продлить категорию. Минус к зарплате составляет от 40 до 70 тыс. тенге. Самое обидное, что упразднение категорий приводит к уравниванию окладов только что пришедших после вуза врачей и тех, кто у «станка» десятки лет.

Почему этот институт ликвидировали? Мы спрашивали об этом нескольких экспертов, все только развели руками. Чиновники республиканского уровня обещали, что категории вернут в обновленных законодательных актах, но этого по сей день не произошло.

Несколько раз Минздрав пытался решать проблему. Например, поручал до конца 2022 года все равно платить зарплаты с учетом ранее присвоенных квалификационных категорий независимо от срока истечения действия ранее выданных сертификатов.

ЧТО СЕЙЧАС?

Когда действие указанного выше поручения истекло, Минздрав совместно с несколькими профсоюзными организациями заключил соглашение, согласно которому с 1 января 2023 года по 2025 год медработникам, в том числе тем, у кого истек срок действия категорий, будут доплачивать за категории.

Звучит оптимистично, но есть одна важная деталь: доплата за категории лежит на плечах медучреждений, часть из которых, как мы знаем, утопает в кредиторской задолженности и не может даже покрыть первоочередные нужды. Откуда средства еще и на истекшие категории?
В одном из пунктов соглашения было указано «обеспечить оплату квалификационных категорий медработникам при наличии финансовых условий».

– На сегодняшний день свидетельства о присвоении квалификационных категорий с истекшим сроком действия не оплачиваются в связи с отсутствием НПА, – отвечали на запрос «НК» в управлении здравоохранения Костанайской области.

Руководитель облздрава Данияр Джандаев подчеркивает, что 2024 год подразумевал решение данного вопроса, будут ли оплачивать уже истекшие категории или нет. Но в ответ пока тишина.

Проблема в том, что у всех медработников рано или поздно срок сертификата истечет. Тогда абсолютно все на законодательном уровне потеряют в зарплате. И это при том, что с трибун нас заверяют – у врачей и медсестер ежегодно повышается зарплата на 30%. Выходит, в один карман кладем, а из другого забираем?

ЧТО ГОВОРЯТ ВРАЧИ?

Доктора рассказывают, что не везде так плохо. Не во всех медучреждениях поставили крест на тех, кто остался без действующего сертификата. Однако в некоторых организациях ситуация тяжелее. Например, в областной детской больнице.

Хирург Альмира Жандарбекова потеряла категорию в октябре 2022 года. Тогда она сразу же лишилась доплаты примерно в 80 тыс. тенге за дневную ставку. При этом у врача стаж 24 года и искреннее рвение помогать детям.

– Согласно ст. 154 Трудового кодекса, отраслевое соглашение распространяется на всех, а значит, и на нашу больницу. В нем говорится о сохранении ранее присвоенных категорий медработникам, потерявшим их не по своей вине. И уклонение от этих требований, согласно ст. 97 ТК РК, является нарушением законодательства. Более того, за это накладывается штраф в размере 400 МРП на лиц, виновных в невыполнении и несоблюдении этого соглашения. Но, видимо, у нас в больнице работают другие законы, – отмечает Альмира Жандарбекова. – Прежде всего, страдают люди со стажем. У нас и так дефицит персонала, надо людей удерживать, а теперь, наоборот, появилась еще одна причина, чтобы уйти. В большинстве своем теряют категории медсестры, их ведь больше, чем врачей.

Хирург подчеркивает, что в других городах – Астане, Алмате, близком к нам Петропавловске – доплаты за истекшие категории сохраняются. Почему там получается, а у нас нет?

– Да, у нашей больницы есть кредиторская задолженность, но она не должна влиять на наши доплаты, об этом в отраслевом соглашении ничего не сказано. Долги могут сказаться на премиях, но не на наших окладах, – заключает Альмира Жандарбекова.

Врач признается, что ее много раз звали уйти в частную медицину, но это мешает сделать любовь к хирургии и своим пациентам.
Эмоционально об этой ситуации высказался другой врач детской областной больницы – и.о. заведующего травматологическим отделением Санжар Жагапаров. Ему надбавку за категорию убрали приказом от 4 марта.

– «Реформы» в медицине. Уже как три года сняты доплаты за категорию в нашей больнице (хотя в других регионах оплачивают). Во всех СМИ трубят о повышении зарплаты медикам, но при этом убирают доплаты за категорию, вредность и т.д. Чтобы все понимали: это жесточайшая несправедливость! Нет желания учиться, повышать уровень знаний, да и просто работать. И это лишний повод уйти в частные клиники навсегда! Теперь зарплата 284 тыс. тенге минус налоги – равно 230 тысяч. Как считаете, это нормально? – написал врач в соцсетях.

При этом Санжар Жагапаров имеет стаж 22 года, оперирует самых сложных больных. Специалиста давно зовут в частные центры. Но как можно оставить своих больных? Только эта забота и держит докторов в стенах детской больницы. И таких историй множество…

КАК БОРОТЬСЯ?

Председатель филиала профсоюза работников системы здравоохранения Senim Татьяна Булгацевич рассказывает, что получение категории было делом добровольным, но важным. Это не просто бумажка, это рост профессионализма, другой уровень ответственности, который готов взять на себя квалифицированный медработник.

– Врач высшей категории будет браться за самые тяжелые случаи, – говорит Булгацевич. – Мы много писали в Минздрав, просили вернуть категории, боролись с главврачами, которые недоплачивают своим сотрудникам. Мед­работники Аркалыкской и Карасуских больниц даже судились с работодателями и выиграли! Но решения не исполняются, так как у больниц долги. Ничего не изменится, пока этот институт не вернут в законодательство.

Пока что доплаты имеют те, у кого сертификат, рассчитанный на 5 лет, действует, и обладатели бессрочных категорий. Последние три раза получали высшую категорию и оказались в нынешней ситуации счастливчиками.

– Как могут врачи со стажем 1 год и 30 лет получать одинаковую зарплату? – недоумевает Татьяна Булгацевич. – Так мы и теряем опытных медработников. Зачем тогда им брать ответственность за тяжелых больных? Главврачи тоже не могут ничего сделать, так как теперь есть наблюдательные советы, которые не одобряют лишние траты. Выплату произвести возможно, если будет судебное решение, но разве все врачи пойдут в суд? Мы надеемся, что новый механизм все-таки разработают.

Интересно, что бюджет области дает подъемные прибывшим врачам, но в чем смысл им здесь оставаться при низкой зарплате?

Татьяна ФАЙЛЬ,
фото иллюстративное, из архива «НК»
и сайта gov.kz


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77