События

Корреспондент «НК» побывал в первой в своей жизни археологической экспедиции

Ядовитые каракурты, орудия труда эпохи неолита, сон в палатках, консервы на обед и встречи с краснокнижными животными – такие приключения подарило мне нынешнее лето

С археологией меня – студентку кафедры журналистики – связали перо и слово. Прочитав мое эссе, преподаватель по истории, предложил поучаствовать в летних раскопках по Тургаю и Карагандинской области. Экспедиция проходила под руководством кандидатов исторических наук и докторов философии степени PhD Андрея Логвина и Ирины Шевниной – опытных археологов, которые занимаются любимым делом уже более 20 лет и работают при археологической лаборатории КРУ.

– Цель экспедиции – разведать один из предположительных путей миграции маханджарцев, проходящий вдоль рек Кара-Тургай (Костанайская область) и Кара-Кенгир (Карагандинская область), – вводила меня в экскурс Ирина Шевнина. – Маханджарская культура существовала в эпоху неолита (конец VII – начало V тыс. до н. э.) на территории Тургайского прогиба и была открыта археологом Виктором Логвиным в конце 70-х годов прошлого века.

Уникальный опыт работы с профессиональными археологами получила не только я, но и два студента историка-археолога. Так как наша экспедиция затронула сразу два приграничных региона, мы смогли насладиться самой разнообразной флорой и фауной. Было удивительно наблюдать за тем, как лесостепь на глазах сменяется степью, а степь – полупустыней. Но возгласы восхищения нередко сменялись и криками ужаса. Ночью нам встречались ужи, различные пауки, в том числе и ядовитые каракурты, укус которых чреват летальным исходом, если человеку вовремя не оказать помощь.

– В степи всегда нужно иметь при себе зажигалку или спички. Если вас укусил паук, то место укуса нужно сразу прижечь. Огонь способствует расщеплению яда. Тогда уже гораздо больше шансов выжить, – предупреждал меня будущий историк Сергей Заика.

Но помимо различных гадов и пауков, мы видели краснокнижную сайгу. И не одну, а целое стадо. Они совсем не боятся людей и подходят довольно близко, с интересом разглядывая городских гостей.

Разнообразие природы покоряло и очаровывало

Разведка в экспедиции отличается тем, что ты не знаешь, где окажешься завтра. Здесь ты должен подстраиваться под особенности природных условий, надеяться на исправность техники и не забывать о запасах питьевой воды, которая моментально заканчивается в условиях 38-градусной жары. Такие беспокойные мысли появлялись только в первые дни, а после адаптации ты не только привыкаешь к такому ритму жизни, но и начинаешь ценить его. Чувствуешь единство души и природы. А отсутствие мобильной сети и интернета, обеспечивающие «информационный детокс», позволяет остаться наедине со своими мыслями и забыть о земных проблемах. Отрываясь от современных реалий, мы с легкостью переносились на сотни лет назад, благодаря уникальным находкам. Конечно, нашей основной задачей было найти предметы быта маханджарцев. Но на территории Тургайского прогиба жили представители и других культур, поэтому находки были самыми разнообразными.

– Мы находили буквально все: от палеолита до средневековья. Сакские наконечники, караханидские доспехи, кыпчакский нож. Было безумно интересно ко всему этому прикоснуться, – вспоминают студенты.

Мне лично посчастливилось найти несколько каменных ножей, каменные скребки и пластины. А студенту Мирасу Урстемову, явно поцелованному фортуной, посчастливилось обнаружить множество интересных вещей, но жемчужиной его коллекции стал бронзовый наконечник сарматской культуры.

У мавзолея Джучи хана

Добираясь от одной локации к другой, мы видели разные памятники архитектуры и сакральные места, мимо которых нельзя было проехать не останавливаясь. Эти места дышат историей! Особое впечатление на нас произвел мавзолей Джучи хана, сына Чингисхана, и место собрания трех жузов. А еще мы очень хотели увидеть геоглифы в Тургае, но, честно говоря, они выглядят более впечатляюще из космоса, нежели с близкого расстояния.

– В целом мы довольны результатами экспедиции, – подвела итоги Ирина Шевнина. – Удалось найти неолитические материалы, которые имеют прямые аналогии с маханджарской культурой. И самое главное, что это только начало. Мы планируем дальнейшее исследование в этом направлении, а в следующем году хотим отправиться в экспедицию к Аральскому морю.

…Уже сидя в редакции, я закрываю глаза и вспоминаю свое историческое, во всех смыслах, путешествие по южному региону. Ловлю себя на мысли, что скучаю по быту в полевых условиях. Когда приехала в город, начала ценить подъем с первыми лучами солнца, готовку и обеды в шатре, свежевыловленную рыбу на ужин, стирку и купание у реки, сон в спальных мешках, невероятно красивое звездное летнее небо с тысячами светил. Помню, когда падала яркая звезда, загадала желание: «Я хочу обязательно поехать в экспедицию снова!». Если звезды меня не подведут, то смогу оказаться на Арале и вновь испытать незабываемые впечатления и эмоции.

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Татьяны ЛОШАКОВОЙ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77