С проблемными вопросами граждане сталкиваются и парикмахерских, и в интернет-магазинах
Как проинформировал руководитель департамента по защите прав потребителей Мурзахан Ерканов, в 2020 году в ведомство люди обращались 481 раз, в 2021 году было зафиксировано 1045 обращений, в 2022 году – 1513. Количество жалоб с 2022 года выросло в три раза.
– Наблюдается много нарушений в сфере бытовых услуг: в парикмахерских, ателье, мебельных салонах, – констатировал спикер. – Кроме того, люди стали чаще приобретать товары через социальные сети. Риск быть обманутым там выше. К примеру, в департамент обратилась девушка с заявлением о привлечении к ответственности продавца интернет-магазина. Она заказала через Instagram платье, но пришедший товар оказался не по размеру. Согласно ст. 14 Закона РК «О защите прав потребителей», покупатель имеет право вернуть товар с соблюдением установленных законом условий в течение 14 календарных дней. Однако продавец отказался вернуть ей деньги и в последующем заблокировал клиентку. При разбирательстве выяснилось, что у продавца отсутствуют какие-либо официальные документы, – привел пример Мурзахан Ерканов.
Кроме того, в настоящее время стали нередкими случаи, когда людям предлагают приобрести различные массажные накидки и дополнительные средства к ним.
– К нам чаще обращаются люди пожилого возраста, так как на них оформляют кредиты на сумму от 300 тысяч до 1 млн тенге. Так, одна гражданка заключила договор с ТОО «Lyazza» на приобретение массажной накидки стоимостью 366 тысяч тенге в кредит. При обращении с просьбой о возврате товара ей было отказано, – сообщил докладчик.
На основании жалоб от потребителей департамент проводит внеплановые проверки.
– Только за 2021 год проведено четыре проверки с наложением административных штрафов на сумму 72,9 тысяч тенге, в 2022 году – восемь проверок и наложены административные штрафы на сумму 428,8 тысяч тенге. Кроме того, все денежные средства были возвращены потребителям: в 2020 году – 708 тысяч тенге, в 2021-ом – 9,5 млн тенге, а в 2022 году – 27,9 млн тенге, – поделился Мурзахан Ерканов.
Во время проведения проверок основными нарушениями являлись: непредоставление ответа предпринимателями на письменные претензии потребителей, отказ в обмене или возврате товара и непредоставление информации о товаре.
Департамент по защите прав потребителей Костанайской области рекомендует приобретать продукцию в официальных магазинах. Обратите внимание, что у каждого предпринимателя должны быть фактический и юридический адрес, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах, номера телефонов.
Әмірлан БАЙҒОНЫС,
фото автора
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77