Глубокие морщинки в уголках глаз как признак того, что человек много улыбается
Первое впечатление не обмануло – 88-летний первоцелинник действительно относится к жизни с оптимизмом. И всем трудностям он тоже противостоял с помощью этого мощного оружия.
С Анатолием Васильевичем сидим за большим столом в доме средней дочери Лилии – к ней глава семьи приехал погостить из Лисаковска. Фарфоровый, тонкой работы сервиз, крепкий ароматный напиток, угощения – чай в этой семье уважают, а ведь когда-то наш собеседник не любил его. В местечке Неделково Одесской области, откуда он родом, предпочитали молоко да кисели…
К 1954 году за плечами парня уже были курсы трактористов и несколько лет работы по профессии. И вдруг судьба сделала поворот.
– Прочитал в газете, что набирают на целину. Я – комсомолец, и сразу подал заявление в райком, – вспоминает Анатолий Васильевич. – Тогда не страшно было, все самое страшное мы пережили во время войны!
Доброволец примерно знал, в какой суровый край едет – его тетка по матери еще в начале века, во время столыпинской реформы, приезжала в Казахстан. Знал он о бескрайных степях, о комарах, о снегах и буранах. А потому подготовился – тепло оделся, не в пример тем, кто приехал на целину в полуботинках. До места назначения – поселка Сахаровка Камыстинского района – добирались на тракторах, затем на санях, запряженных лошадьми. Правда, самого поселка не увидели, он был заметен практически по крыши. И это в конце марта!
С особенностями национальных традиций тракторист познакомился еще по пути в Сахаровку. В одном из поселков, где комсомольцы остановились отдохнуть, их угостили бешбармаком. Гости были озадачены отсутствием столовых приборов, пока хозяйка дома не сжалилась над ними и не выдала вилки. Уже позже, во время посевной, обеды бригаде первое время готовила казашка из местных. Трактористы тогда удивлялись: где в лапше мясо? Как потом оказалось, свинину повариха попросту выбрасывала.
Память Анатолия Васильевича хранит много историй из жизни, одну из них он рассказал с улыбкой, хотя ситуация была не из комичных.
– Возили сено, я был первым в колонне тракторов. Смотрю, а на белом снегу кучка какая-то лежит. Взял в руки молоток, спрыгнул с трактора, давай подходить ближе, а кучка-то и приподнялась. Волк! Он остановился, и я остановился, подумал только: успею ли до трактора добежать? А в эту секунду волк посмотрел на меня и дал ходу. Молотка испугался? Наверное, – смеется первоцелинник.
На постой тракториста определили к украинской семье, которая поселилась здесь задолго до освоения залежных земель. Как оказалось, будущие теща и тесть. В этом же году Анатолий женился на Зинаиде, их младшей дочке. Супруги прожили душа в душу 54 года. Словно на счетах, отсчитывались посевные и уборочные, причем Анатолий работал и на тракторах, и на комбайнах. Спустя почти 20 лет он пересел за баранку грузового автомобиля и до самой пенсии колесил по Костанайской области и за ее пределами, доставляя в район запчасти для сельхозтехники. К этому времени семья переехала в центр Камыстинского района, где до сих пор живут две его дочери. Еще одна обосновалась в Денисовке. Всего же у Подгородецкого десять внуков и шестеро правнуков. И пусть уже как третий год Сахаровка официально отсутствует на картах области, а многих друзей и коллег давно нет в живых, история парня из Одесской области бережно передается из поколения в поколение.
– Вот такая жизнь, ничего, не жалуюсь, – улыбнулся на прощание Анатолий Васильевич. – Что-то удалось, что-то нет… А вот если бы все складывалось хорошо, то и не было бы у меня жизни. В чем ее смысл, спрашиваете? Да в том, что и к себе, и к окружающим надо быть добрее…
Елена НОВАК,
фото автора
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77