Акылбек Есмагамбетов один из тех, кто старается никогда не тратить свое время и знания впустую
62-летний инженер уже становился однажды героем нашей рубрики, в марте этого года “НК” рассказывал о его чудо-агрегате – трехколесном вездеходе.
С тех пор прошло девять месяцев, и костанаец снова удивил. Из подручных средств конструктор-самоучка смастерил многофункциональный трактор. Свое очередное детище мужчина начал собирать в июне. Для воплощения требовались силовые агрегаты. Новые мосты и трансмиссионная система стоят недешево, но Асылбек Есмагамбетов нашел выход из ситуации, недостающие детали он разыскал в пунктах приема металлолома.
– Пришлось немного потрудиться, чтобы найти подходящие запчасти. Первое, что я приметил в одном из металлосборочных пунктов – старые детали от кары советских времен. На ней относительно пригодными оказались мост и подвеска, но, чтобы придать им вторую жизнь, пришлось хорошо поработать. Чтобы агрегаты компактно уместились, я сделал раму подходящих размеров. Управление срастил из деталей двух знаменитых марок авто – рулевую тягу от Mercedes и рулевую колонку от «Москвича». Передо мной стояла простая задача – сделать бюджетный функциональный трактор, без акцента на эстетический облик, так как на парад на нем ехать не планирую, – улыбаясь, рассказывает собеседник.
Двигатель на самодельном тракторе установлен простейший, от китайского производителя Lifan, мощностью 13 л.с. Этого мотора, по словам Акылбека Есмагамбетова, вполне достаточно, чтобы почистить снег или отбуксировать небольшой прицеп с грузом. К слову, чтобы на самодельном тракторе убрать площадь 40 на 40 метров уйдет всего 1 литр бензина. Экономично и быстро.
Свой трактор мужчина собирал буквально из всего что было. К примеру, четырехступенчатую коробку передач Акылбек позаимствовал у старинного «ГАЗ-51», а сцепление пришлось изготавливать самому, работает оно предельно просто, без выжимной корзины. Тормозная система взята со списанного сорокалетнего комбайна.
– Работал я над этой машиной в свободное время. На все ушло около четырех месяцев. В сборке трактора иногда помогали родственники – зятья, братья, так как тяжелые детали крепить в одиночку тяжело. Запускается трактор с ручного троса. Многие знакомые, друзья и соседи встречают мой трактор с большим позитивом, хлопают дружески по плечу, – поделился механик.
На тракторе установлен отвал (ковш) собственного производства мастера, ширина его чуть более метра, вполне достаточно для очистки от снега небольшой территории. На спецтехнику также можно установить плуг и пахать огород, либо использовать как буксир, в зависимости от потребности и ситуации.
Впрочем, своим детищем костанец еще не доволен и в будущем планирует его доработать.
– Нужно увеличить клиренс, установить карданный вал, поработать над сцеплением и зажиганием. Также требуется освещение и установка кабины либо козырька от солнца и дождя, – подытожил мастер.
Напомним, Акылбек Есмагамбетов по образованию механик, на его профессиональные навыки повлияла служба в армии, он служил на военном аэродроме в Забайкальском селе Бада. В этом северном городе костанаец «ухаживал» за устрашающими бомбардировщиками «Ту-20», а в годы службы на авиабазе в Ушарале, что в Алматинской области, механику довелось обслуживать грозные истребители «МиГ-21».
Нужно отметить, что в будущем Акылбек Есмагамбетов хотел бы собрать аэросани, но этот проект требует тщательной подготовки: проведения расчетов, приобретения качественных и надежных материалов. За свое новое детище наш герой планирует взяться после выхода на пенсию, до которой остались считанные дни. Свое 63-летие мужчина отметит 1 января 2022 года. Желаем механику крепкого здоровья, и чтобы удача сопутствовала во всех начинаниях!
Асхат НУРТАЗИН
Фото Нуржана СМАИЛОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77