В ритме города

Костанайский могильщик Валентин Буторин рассказал о своей тяжелой, но нужной работе

В сфере похоронных услуг мужчина трудится больше десяти лет

За годы работы нашему собеседнику пришлось вырыть сотни могил, каждый раз пропуская через себя чужое горе. Валентин отмечает, что равнодушным в его профессии оставаться невозможно.

Валентин Буторин в свою профессию пришел совершенно случайно. В 2008 году, будучи двадцатилетним парнем, он по объявлению трудоустроился в столярный цех. Как позже выяснилось, в ангаре производились не только мебель, но и гробы. Постепенно молодой человек перешел к оказанию похоронных услуг. В настоящее время Валентин работает бригадиром в ТОО «Стикс-2012».

– Поработав год в столярном цеху, я устроился рабочим в похоронное агентство, – рассказывает он. – Первое время было непривычно и жутковато. Боялся морга и покойных, но со временем человек ко всему привыкает. Пришло осознание, что кому-то надо этим заниматься. Копать – занятие очень тяжелое, но я сам родом из деревни и к физическому труду привык.

Копать могилы, по словам костанайца, сложнее всего зимой. Промерзшую землю приходится отбивать ломами буквально ком за комом.

– Это изнурительное занятие, которое необходимо завершить и чем быстрее, тем лучше. Неопытный человек, хоть и выкопать яму зимой не сможет. Чтобы работа шла без заминок, в нашем деле есть свои секреты, но мы прогревом земли не занимаемся, так как дровами размягчить почву достаточно сложно. А баллоны жечь категорически нельзя, так как на кладбище много белых памятников, и они могут покрыться сажей. Копанием ямы зимой занимаются, как правило, двое или трое человек, могилу работники могут подготовить за полдня.

Мужчина отмечает, что у христианских могил в отличие от мусульманских определенных параметров нет.

– Мы сначала уточняем, какой длины и ширины гроб, затем приступаем к выкапыванию ямы под нужные размеры, – говорит Валентин. – Это связано с тем, что чем меньше размер могилы, тем менее вероятна просадка грунта. Оптимальный запас – десять сантиметров стен ямы от гроба, глубина до двух метров. Мусульманские могилы отличаются размерами, их копают два метра в длину, в ширину около метра, глубина в районе 170 см. На дне ямы делается подкоп, куда помещается тело усопшего, этот отсек закрывается камышовым или бревенчатым перекрытием и в дальнейшем закапывается.

Помимо основной работы, Валентин занимается уходом за могилами, у которых нужно подправить холмик, покрасить забор или убрать лишнюю растительность. Средний заработок нашего собеседника 180 тыс. тенге в месяц.

Иногда рабочим приходится не только закапывать могилы, но и участвовать эксгумации тел. Это очень сложный и рискованный процесс, как с религиозной и этической точки зрения, так и в плане санитарной безопасности.

– Это работа производится по распоряжению суда. Все зависит от того, сколько лет назад человек был похоронен. К примеру, выкапывать старую могилу легче. А когда человек был похоронен две недели назад, все гораздо сложнее. Мы используем средства индивидуальной защиты, но от запаха защититься невозможно, он очень едкий и от него сильно болит голова. Но эту работу тоже кто-то должен делать, – поделился специалист.

Несмотря на годы работы, иммунитет к чужому несчастью Валентин выработать так и не смог.

– К смерти людей невозможно привыкнуть. На похоронах ты невольно сопереживаешь, особенно когда хоронят детей или молодых. Очень тяжело… Хотя когда я возвращаюсь домой, стараюсь оставить все, что было днем, на работе. Приходя домой, переключаюсь на семью, у меня жена и двое детей, – подытожил собеседник.

Валентин Буторин отмечает, что проработав столько лет в этой сфере, ему сложно поменять работу. Уйти не так просто. Мужчина уверен, что его ситуация – это тот случай, когда профессия сама выбрала его. Могильщиками остаются работать только по призванию.

Асхат НУРТАЗИН,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77