В ритме города

Костанайский психолог коллекционирует маски и применяет их в своей практике

Злодеи из знаменитых кинофильмов, красавицы с Венецианского карнавала, представители древних племен – всех этих героев можно увидеть в кабинете у клинического психолога Людмилы Должиковой

– Эту маску мне привезли друзья с Бали, а эти, венецианские, я купила в Москве, – показывает свою небольшую коллекцию специалист.

Собирать интересные экземпляры Людмила начала около 10 лет назад. Хобби родилось как раз благодаря профессии, потому что психологи любят работать с масками: они помогают заглянуть в подсознание и понять, как решить ту или иную проблему.

– Все мы знаем, что ежедневно носим так называемые социальные маски: на работе мы одни, дома другие, – поясняет Людмила Должикова. – Работа с масками вообще показана при проблемах в детско-родительских, партнерских отношениях, при соматических заболеваниях, кризисных состояниях, психотравмах. Это помогает понять себя и посмотреть на себя со стороны.

Если еще немного углубиться в психологию, то подобное соотносится с архетипическими образами – универсальными символами, присущими коллективному бессознательному. Архетипы позволяют получить доступ к глубинному опыту человека. Самые популярные – дурак, воин, маг, жрица. Интересно, что если человек наденет ту или иную маску, то он начинает перенимать ее черты.

Этот усач приехал в Костанай с Бали

В коллекции Людмилы Должиковой 15 предметов. Больше половины используются ею в работе, потому что как нельзя лучше олицетворяют различные архетипы.

– Одна из самых моих необычных находок – это маска чумного доктора. Интересно, что ее обычно выбирают самые неординарные клиенты. У нее, кстати, нет прорези для рта, как и у всех венецианских. Это показывает, что человек в такой маске может быть защищен, – рассказывает психолог. – Важно, что терапевтическая маска, то есть пригодная для работы, должна полностью закрывать лицо. Если же маска скрывает только половину, то клиенты стараются прикрыть остальную часть лица волосами. Такие красивые маски обычно берут девушки, которые хотят пококетничать.

Расписные блестящие маски действительно ассоциируются с красавицами и обольстительницами, а вот обличья злодеев из фильма «Пила» и «V – значит вендетта», а также жуткое изображение солиста группы Slipknot диктуют совсем другие характеристики. Есть в коллекции Людмилы и маска Тэнгу – японского духа гор и лесов. Миссия у него самая благородная, однако вид очень пугающий. Именно поэтому в Тэнгу перевоплощаются те, кто желает проявить силу и агрессию.

Образ главного героя из фильма «Маска» – это архетип радости, творчества. Ее обычно выбирают гиперактивные дети. Яркая шевелюра символизирует вулкан эмоций и идей. Если же эту маску выберет взрослый, то, как правило, внутри него скрывается ребенок.

Особое внимание привлекает маска в стиле представителей африканских племен. Ее Людмила Должикова смастерила сама и для себя.

– Основа сделана в технике папье-маше, а брови, глаза, губы вылеплены из пластилина, – показывает свое творение специалист. – Я захотела свою маску, когда почувствовала, что у меня не хватает внутренних ресурсов, то есть она мне была нужна для поднятия энергии. Вообще вся африканская символика предполагает силу, ее связывают с природой и стихией. Во время процесса создания какие-то процессы стали происходить внутри меня. Она выполнила свою функцию и теперь пополняет мою коллекцию.

Как объясняет Людмила, есть архетипические маски, которые помогают восстановить человеку доступ к своим ресурсам. Такие практики можно проводить как самим, так и с психологом, но это уже другая история…

Татьяна ФАЙЛЬ,
фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77