Здравоохранение

Костанаю необходимы детские реабилитационные отделения при поликлиниках

Об этом говорит главный детский реабилитолог минздрава и директор Национального центра детской реабилитации Шолпан Булекбаева

Она прибыла в наш регион с рабочей поездкой для изучения состояния детской реабилитации и выработки путей решения проблем. Их, как известно, немало. Причем не только в Костанайской области, но и по всей стране: кадровый голод, недостаточная оснащенность центров и отделений медицинским оборудованием, коллизия в оплате труда дефектологов, логопедов, инструкторов ЛФК – их зарплата ниже, чем у специалистов того же профиля в организациях образования.

Первые встречи с руководством управления здравоохранения уже были. Болевые точки обозначены, рекомендации даны. На очереди – главврачи поликлиник, от которых требуется инициатива организации при своих учреждениях амбулаторных детских отделений реабилитации.

– В Рудненском центре, к примеру, из 50 мест 30 отведены пациентам для амбулаторного пребывания, но для создания полноценного такого отделения не хватает мощности, – отмечает Шолпан Булекбаева. – Также реабилитацию дети могут пройти в железнодорожной больнице, но и там не хватает помещений. В будущем отделение планирует расширяться. В областной больнице и вовсе сейчас сотрудники и пациенты вынуждены тесниться из-за затянувшегося ремонта.

Почему необходима реабилитация ещё и на амбулаторном уровне? Во-первых, это позволит охватить больше людей, сделать реабилитацию более доступной и эффективной. Во-вторых, именно такая реабилитация, нестационарная, нужна детям с эпилепсией и аутизмом, так как их не берут в отделения с круглосуточным пребыванием.

– Я понимаю возмущения этих родителей. Такие дети тоже нуждаются в реабилитации, но она должна проходить на уровне поликлиники, – рассказывает врач. – Детей с эпилепсией и аутизмом нельзя закрывать в четырех стенах, им нужны привычные домашние условия. У детей-эпилептиков любой шум, незнакомый звук может спровоцировать судороги. В центрах идет активная реабилитация, и она в основном направлена на детей с двигательными нарушениями, ментальными. К нам приезжают дети-эпилептики, родители говорят, что полгода у них не было судорог, а через неделю они снова возникают, мы вынуждены госпитализировать деток в городские стационары, и на этом вся реабилитация заканчивается. Из этих соображений их и не берут. У детей с аутизмом может усиливаться агрессия, кто-то не может спать. Состояние, напротив, ухудшается.

Организация дополнительных отделений поможет сделать реабилитацию непрерывной. А это, отметим, главный ее критерий, особенно для детей с неврологическими заболеваниями. Курсы необходимо повторять два-три раза в год, но из-за нехватки мест, кадров и большого количества пациентов это не всегда получается.

– Надо признать, что от Фонда социального медицинского страхования очень нужна поддержка. Тарифы на реабилитацию низкие, поэтому поликлиники и не заинтересованы в открытии таких отделений, – подчеркивает Шолпан Булекбаева.

Отметим, что реабилитацию при поликлиниках в некоторых городах Казахстана уже организовали. Например, в Нур-Султане, Караганде.

Странно наблюдать, как медленно движется прогресс в этом направлении, учитывая, что в 1978 году на конференции ВОЗ, проходившей в Алма-Ате, был принят термин «реабилитация на уровне общины», то есть по месту жительства.

– Этот документ приняли на нашей земле, но он не работает. При этом 90 стран мира развили амбулаторную реабилитацию, а у нас все пока стоит на месте, – подытожила спикер.

Татьяна НАЗАРУК
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77