Наш Костанай

Крути педали вместе с нами!

Корреспонденты «НК» посмотрели, как развивается велодвижение в Костанае

3 июня любители двухколесного экологического транспорта отметят Всемирный день велосипеда. Это праздник совсем молодой. В 2017 году президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подал петицию в ООН об утверждении Всемирного дня велосипеда. Его поддержали 56 государств, в том числе и Казахстан. В 2018 году Генассамблея ООН ввела праздничную дату в календарь.

Появление такого праздника подтверждает, что велосипеды сейчас в мировом тренде. Костанайцы тоже стали активно пересаживаться на железных коней. Если еще пять-шесть лет назад велосипедист-любитель был редким гостем на наших дорогах, то сейчас, добираясь каждое утро на работу на велосипеде, встречаю десятки таких же, как и я, велолюбителей. В городе развивается велокультура, предприятия и торговые центры оборудуют велопарковки, экологический транспорт можно легко взять напрокат, на Набережной в КЖБИ и в парке «Керуен» в мркн «Аэропорт» появились асфальтированные дорожки, по которым удобно кататься.

Отстает от стремительного развития только городская инфраструктура. Велодорожки по-прежнему не вписываются даже в новые и, казалось бы, современные микрорайоны Костаная. Велолюбителям остается вливаться в общий дорожный поток, который не гарантирует ему безопасность.

COVID многих сподвиг

До 2020 года наша велокультура шла в гору пешком. Любители находили друг друга через соцсети, объединялись, катались и самостоятельно устраивали пробеги. Но пандемия сподвигла многих костанайцев пересесть на экологический вид транспорта. А в феврале прошлого года около 20 велосипедистов-энтузиастов создали ОО «Велосообщество «Костанай», и сегодня в их рядах уже около 80 человек.

– Желающих пересесть на велосипеды за последние полтора года очень много. В условиях карантина, когда не работал общественный транспорт, были ограничения по выездам из города и области, велосипед для многих стал незаменимым средством передвижения, – говорит председатель «Велосообщества «Костанай» Бауржан Тибеев. – На железных конях люди ездят на работу, на дачи, за город. Велосипед значительно экономит время, да и подходит всем: здесь не важен возраст. В нашем общественном объединении как молодые люди, так и те, кому уже далеко за 70. Мы очень рады, что велосообщество города растет, и всех готовы принять в свои ряды. Каждое воскресенье в 9:00 мы собираемся на центральной Набережной, общаемся, делимся новостями, а потом устраиваем пробеги. Более опытные велосипедисты преодолевают 50-60 км, новички, те, у кого ограничено время, и семьи с детьми едут 15 км. А любители природы и грунтовых дорог отправляются за город – в лес, в поля. Ближе к природе и чистому воздуху.

О костанайском велобуме говорит и набирающий обороты прокат велоконей. Если еще в 2014 году в Сити-центре была небольшая точка, где желающие покататься снимали не более 10 велосипедов в день, то сегодня в арсенале «Велогорода» более 200 двухколесных. И горожане берут их на сутки, а то и больше. Час проката обойдется в 1000 тенге, а за сутки надо заплатить всего лишь 3500.

– Востребованность проката растет с каждым днем, – отмечает руководитель «Велогорода» Сергей Соколунин. – Раньше у нас, в основном, брали велосипеды постоянные клиенты. Сейчас приходит очень много новых людей от 20 до 30 лет. И после того, как покатаются, часто покупают себе велоконя. В Костанае уже давно назрел вопрос по организации велопроката в разных частях города, чтобы желающие могли снять транспорт на КСК, а вернуть в КЖБИ. В Нур-Султане и Алматы такие услуги пользуются спросом. Мы готовы организовать такой прокат в Костанае, если акимат предоставит нам участки в разных микрорайонах.

А еще предприниматель отметил, что к костанайцам пришла сознательность. Если раньше клиенты испытывали велосипеды на прочность, воровали или возвращали транспорт с поломками, то последние два года горожане стали бережнее относиться к имуществу, взятому напрокат.

Как ужиться на дороге?

Костанайский велорассвет очень радует любителей экологического транспорта. Но в каждой бочке меда есть и своя ложка дегтя. У нас – это отсутствие городской инфраструктуры. Велодорожек как не было, так и не предвидится в ближайшем будущем. В существующие улицы вписать их невозможно, а в новых микрорайонах дворы запроектированы настолько маленькие, что даже машины не всегда могут разъехаться друг с другом.

И пока жители стран Европы ездят по велодорожкам, нашим велолюбителям согласно п. 24.2 ПДД РК разрешено двигаться по дорогам общего пользования. Но только по крайней правой полосе в один ряд. Еще можно ехать по обочине, если это не создает помех пешеходам. В Правилах-то это прописали, но культуру взаимоуважения между водителями и велосипедистами все еще нужно повышать.

– Я за рулем уже более 10 лет, но, когда вижу на дороге велосипедистов, боюсь, что они могут оказаться под колесами машины, – говорит водитель Азамат Дощанов. – Поэтому всегда стараюсь заранее посигналить велосипедистам, чтобы они знали – сзади приближается машина. Мне приходится сбрасывать скорость, потому что я не знаю, что предпримет человек на велосипеде. Конечно, среди велосипедистов есть сознательные люди, которые соблюдают ПДД, на перекрестках спешиваются и переводят свой транспорт. А есть совершенно бесстрашные: они могут ехать по центру дороги, неправильно входят в повороты, пролетают на мигающие сигналы светофора.

Велосипедисты же говорят, что водители поймут их только тогда, когда сами пересядут на экотранспорт.

– Я водитель, но уже три года катаюсь на велосипеде, – рассказывает велосипедистка и предприниматель Ксения Морозова. – Поэтому могу судить сразу с двух сторон. Когда нахожусь за рулем и проезжаю мимо велосипедистов, стараюсь объезжать их и оставлять им больше места для движения. Заранее подаю сигналы. Когда я на велосипеде, то строго соблюдаю все правила ПДД. Если все велосипедисты будут это делать, то проблем с водителями станет гораздо меньше.

Еще одно важное правило для всех велолюбителей – наличие шлема, перчаток и удобной обуви. Приучать к этому необходимо с детства. Даже если ребенок катается на детском велосипеде во дворе, родители должны экипировать его. Но в Костанае до сих пор много велолюбителей, которые пренебрегают экипировкой и не осознают, что это необходимо для их собственной же безопасности.

– У нас в сообществе есть ответственный по данному моменту, – поясняет Бауржан Тибеев. – Перед каждым заездом он проводит пятиминутку, где рассказывает о правилах ТБ. Всех участников мы предупреждаем, что они должны быть в шлемах и удобной обуви, которая не будет соскальзывать с педалей. Впереди каждой группы едет опытный велосипедист, который задает темп. Детей допускаем до заезда только в сопровождении родителей.

Велотенденции и ожидания

Приятно ехать по городу и встречать таких же увлеченных людей на самых разных велосипедах. Бум привел к тому, что по костанайским дорогам стали ездить не только на МТБ – маунтинбайках (горных), но и на туринговых, гравийных велосипедах, на которых можно отправиться в дальние поездки и велопутешествия. Много девушек и женщин также пересели на городские велосипеды. В итоге мировой бум привел к тому, что в прошлом году возник дефицит железных коней и запчастей. Многие заводы не работали из-за пандемии, другие не рассчитывали на такой всплеск спроса. Из-за логистических трудностей сдвинулись сроки поставок. Дефицит сохраняется до сих пор, особенно на фирменные велосипеды и качественные комплектующие. И специалисты говорят, что ситуация стабилизируется не раньше 2022 года.

– Мы работаем с Новосибирским заводом, и в прошлом году всем желающим не хватило велосипедов, – говорит Сергей Соколунин. – В этом году завод уже повысил объемы производства, но все же поставки приходят с задержкой.

Из-за увеличения спроса сразу же повысились цены даже на б/у велосипеды. На OLX разбег цен от 25 000 тенге на детские до 1 млн на карбоновый двухподвес. В среднем в мире цены на велоконей за год подорожали на 10%, а в соседней России – на 35%. Но даже подорожание, как показывает время, не остановит стремительно набирающую популярность велокультуру. Костанайские любители верят, что областной центр однажды станет настоящей велостолицей.

– Замечу все же, что у нас есть небольшие подвижки в развитии инфраструктуры. Построили триатлон-парк, на Набережных в КЖБИ создали велодорожки, – говорит Бауржан Тибеев. – А недавно мы провели с депутатами совместный велопробег. Они пересели на экотранспорт и многие заинтересовались этой темой. 3 июня члены велосообщества, водители, полицейские встретятся за круглым столом и выступят на телевидении. Наша задача – развить массовость велонаправления. И когда большая часть города, в том числе и чиновники, пересядет на велосипеды, вопрос инфраструктуры назреет остро и начнет повсеместно решаться.

Пока же велолюбителям приходится приспосабливаться к городской среде и вписываться в существующую инфраструктуру, активно пропагандировать велоспорт и привлекать в свои ряды как можно больше жителей города, заражая их «веловирусом».

Это интересно

Почтовые службы европейских стран эксплуатируют велосипеды с конца XIX века. Например, почта Великобритании использует велосипеды с 1880-х годов. В настоящее время штат британских почтальонов-велосипедистов состоит из 37 000 сотрудников. В Германии ‒ 27 500, а в Венгрии ‒ 10 500 человек.

Ольга ГОРАЙ,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77