Владельцы бизнеса обеспокоены тем, что не смогут выполнить все требования налоговой службы
С начала года в Казахстане стартовал пилотный проект по оформлению сопроводительных накладных на товары (СНТ). Владельцы придомовых магазинов сразу же столкнулись с недоработками в программе и сложностями в заполнении документов, что вызвало бурю негодования по всей стране.
Предприниматели не стали молчать. В Алматы, Талдыкоргане, Усть-Каменогорске и Северо-Казахстанской области прошли акции протеста. Владельцы небольших магазинов на один день закрыли около 500 торговых точек. Костанайские бизнесмены тоже забили тревогу и обратились за помощью и разъяснениями в Департамент государственных доходов и Палату предпринимателей Костанайской области. Бизнесменов услышали: в пилотный проект внесли изменения и продлили его сроки.
Воспользовавшись этой «передышкой», корреспонденты «НК» решили узнать, как сейчас работают магазины «у дома», с какими проблемами сталкиваются, и к чему приведет полное внедрение проекта, на котором так настаивают налоговые службы.
Интересы бизнеса не учли
По сути, СНТ – это бухгалтерский документ, который обеспечит прозрачность при перемещениях товара от одного лица к другому. Все накладные будут оформляться в электронном виде на платформе информационной системы «Электронные счета-фактуры». Это позволит государству отслеживать движение товара с момента ввоза или производства до продажи потребителю, и исключит возможность оформления документов на фиктивные, банкротные или ликвидированные компании.
На первый взгляд, проект СНТ нужный. Но, приступив к его внедрению, предприниматели сразу же столкнулись с рядом проблем: порядок заполнения документов оказался долгим и сложным, информационная система «Электронные счета-фактуры» толком не отлажена и постоянно зависала, оформить возврат товара на электронном складе очень сложно. Все это и привело к волне возмущений, особенно со стороны владельцев небольших магазинов. Ведь чаще всего они в своих торговых точках и кассиры, и грузчики, и охранники в одном лице. Костанайские предприниматели сомневаются, что смогут физически успевать обслуживать клиентов и одновременно вносить данные для сопроводительной накладной в электронную базу.
– Я уже 20 лет в торговле, и чем дальше, тем сложнее становится работать. В период пандемии хочется, чтобы максимально упростили ведение бизнеса, а нам все туже затягивают пояса, – говорит предпринимательница Светлана Сергеева. – Если я начну за прилавком заполнять накладную на каждый проданный товар, на каждую жвачку или пачку чипсов, посчитайте, сколько времени это будет у меня отнимать. В таком случае придется искать помощника, что приведет к дополнительным расходам. Работать станет не выгодно, а у меня и без того маленькая прибыль. Боюсь, что такими темпами я могу закрыться!
С мнением предпринимательницы согласен владелец другого придомового продуктового магазина в районе КЖБИ.
– Ввод СНТ принесет сплошные убытки, – считает Жаслан Базарбаев. – Во-первых, необходимо закупить дополнительное оборудование. Во-вторых, нанять бухгалтера и обратиться за помощью к программистам, так как в нашем магазине более трех тысяч единиц товара, и самостоятельно заполнять накладные на все это число просто нереально.
Владельцы придомовых магазинов особо подчеркивают, что они работают по упрощенной декларации, а введение СНТ приведет к тому, что им придется вести полный бухгалтерский учет.
Сплошные затраты
Еще одна большая проблема для владельцев мелких магазинов – обязательное приобретение 2D-сканера для продажи сигарет и табачной продукции, которая теперь подлежит маркировке. Сейчас продавцы магазинов, отпуская товар, должны с помощью оборудования сканировать специальный код на упаковке. Это сделано для того, чтобы на рынок не попала некачественная контрафактная продукция. Вроде мера правильная, только она вновь несет бизнесменам сплошные убытки. Сканер стоит около 30-40 тысяч тенге. И многие предприниматели его уже купили, но, как оказалось, он не считывает и половины марок сигарет, так как в Казахстане еще нет единой базы ввозимой и реализуемой продукции.
– Я приобрела 2D-сканер пару недель назад, но не вижу в нем острой необходимости и практичности. Он считывает не все марки сигарет и отнимает время, так как каждую пачку при продаже надо сканировать, – говорит пенсионерка Тамара Соколова, владеющая продуктовым магазином в центре города. – А с внедрением СНТ и вовсе стоит повременить. Так как все эти нововведения очень замедлят работу магазинов.
Приобрел торговое оборудование и предприниматель Жаслан Базарбаев. Но чтобы не влезать в долги, ему пришлось продать свой старенький автомобиль, и теперь продукты в магазин приходится привозить на такси, а это тоже бьет по карману.
– Буквально на днях мы с супругой купили 2D-сканер, принтер, весы, денежный сейф, компьютер. Потратили на все полмиллиона тенге. Мы понимаем, что рано или поздно это оборудование станет необходимостью, поэтому у предпринимателей будет два выхода: либо выполнить требования государства, либо закрыться. Мы хотим сохранить бизнес, – подытожил Жаслан Базарбаев.
Костанайские предприниматели не только кинулись закупать оборудование, но и уже стали обращаться за помощью к программистам.
– С начала года количество обращений со стороны владельцев магазинов возросло, – поясняет программист Сергей Ким. – Они звонят, просят настроить программу и показать, как работать с СНТ и информационной системой. Многие заключают договор на постоянное обслуживание программы, а есть и такие, которые не знают, что СНТ надо оформлять в электронном виде.
Пошли на уступки
Поработав первые месяцы в пилотном проекте по внедрению СНТ, владельцы небольших магазинов по всей стране открыто заявили, что для них такие условия неприемлемы. В результате им пошли навстречу. Как сообщили республиканские СМИ, премьер-министр Казахстана Аскар Мамин в начале апреля провел заседание госкомиссии, где было принято решение о переносе реализации пилотного проекта по оформлению СНТ с 1 июля на 1 октября 2021 года. Также Комитет госдоходов Минфина пообещал внести изменения в налоговое законодательство, чтобы исключить нормы, вызывающие опасения у предпринимателей.
В Департаменте государственных доходов по Костанайской области пояснили, что владельцам придомовых магазинов волноваться не о чем, розничную торговлю коснуться лишь небольшие изменения.
– При розничной реализации продуктов питания и хозяйственных товаров физическим лицам, сопроводительные накладные на все товары оформлять не требуется, – подчеркивает руководитель управления разъяснительной работы ДГД Костанайской области Зарина Бекмухамедова. – Изменения касаются только подакцизных товаров, таких как алкоголь и сигареты. Их получение, как и прежде, необходимо подтверждать в электронной системе. Просто раньше предприниматели проводили операции по подакцизным товарам в кабинете налогоплательщика, а теперь им нужно это делать в информационной системе «Электронные счет-фактуры».
Чтобы успокоить предпринимателей, Департамент государственных доходов проводит повсеместную разъяснительную работу. Но, несмотря на изменения и перенос сроков проекта, предприниматели все же сомневаются в положительном исходе дела. Единственным правильным выходом, который не нарушит работу маленьких магазинов и не приведет к закрытию бизнеса, они считают полную отмену виртуального склада, СНТ и электронных счетов-фактур.
Справка «НК»
В связи с многочисленными обращениями налогоплательщиков:
– сроки проведения Пилотного проекта продлеваются:
- по подакцизным товарам – до 1 июля 2021 года;
- по ввозу из стран ЕАЭС и вывозу в страны ЕАЭС – до 1 июля 2021 года;
- по товарам «Виртуального склада» (по Приказу МФ РК №384) – до 1 ноября 2021 года;
– сроки проведения Пилотного проекта по остальным товарам из Перечня изъятия ВТО и маркируемым товарам переносятся:
- срок начала – с 1 февраля 2021 года на 1 июля 2021 года;
- срок окончания – с 1 июля 2021 года на 1 февраля 2022 года.
– исключается обязательное подтверждение СНТ розничными реализаторами-получателями товаров, за исключением получения подакцизных товаров.
Ольга ГОРАЙ,
Асхат НУРТАЗИН
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77