Костанай и костанайцы

Магазинов много, «Пятнашка» одна!

Торговой точке, давшей название целому району, в этом году исполняется 25 лет

Участвуя в середине 80-х годов в открытии магазина №15, Капиза Махмутова и представить не могла, что он станет ее судьбой. Второе рождение «пятнадцатого» состоялось в декабре 1996 года – тогда на базе приватизированного магазина было создано ТОО «Сункар-15». Почти сразу к покупным продуктам добавились собственные, с тех пор предприятие не снижает планки. Это подтверждают дипломы на стенах, а еще любовь и преданность покупателей.

Как все начиналось

Она не скрывает своего возраста (всем бы так выглядеть в 73 года). Стройная, легкая, с обаятельной улыбкой и при этом с сильным взглядом управленца. Как удается Капизе Махмутовой держать дисциплину в коллективе из ста человек?

– Я ведь выросла за прилавком, – смеется в ответ директор.

Капиза Малкеновна родом из Сарыкольского района. Ее отец работал в сельском магазинчике, и девочка с детства обучалась искусству продаж, позже подкрепленному двумя торговыми образованиями. Сначала наша героиня попробовала свои силы в бухгалтерии, а впервые талант руководителя смогла проявить еще в 70-е годы в Аркалыке в должности директора «Детского мира». В Костанае Капиза Махмутова много лет проработала в горпищеторге, под крылом которого находились 62 магазина. Она и ее единомышленники до последнего, уже в годы независимости, пытались сохранить отлаженную торговую систему. Но рынок диктовал свои условия…

– Каких только кредитов не брали, чтобы сохранить магазин. Первые десять лет мы из них не вылезали, – вспоминает директор товарищества. – Еще и первое время сами рассчитывались с долгами пищеторга. Уже позже появились арендаторы, что прибавило нам самостоятельности. Ведь приходилось думать, как выживать… Но всегда для нас был важен коллектив: правилу выдавать 25-го числа аванс, а 10-го – зарплату – не изменяем до сих пор.

Свое производство

Через несколько лет после приватизации Капиза Малкеновна приняла судьбоносное решение: выпускать собственную продукцию.

– Начали с хлеба, потом перешли на булочки, кондитерские изделия… Сейчас 44 процента оборота – это товары собственного производства, – говорит она.

Всегда свежий хлеб, всевозможные пироги и торты – к этому ассортименту со временем добавились салаты (их сегодня около 20 наименований), мясо, рыба, гарниры. Всю продукцию кулинарии костанайцы могут попробовать в кафе «Сункар», открытом в 2008 году. Несколько лет назад к этому торгово-производственному тандему добавился отдел овощей и фруктов «15 магазин +».

По производственным цехам нас водит технолог Наталья Тереньева – в коллективе «пятнадцатого» она чуть больше четверти века. Кондитеры и пекари уже закончили работу, оставив после себя аромат выпечки. За дело взялись сотрудники, которые занимаются заготовками для салатов и других блюд.

– Как думаете, в чем секрет? Почему люди идут к вам? – спрашиваем у собеседницы.
– Все дело в ассортименте и качестве, – кратко, но по делу отвечает технолог.

Капиза Махмутова добавляет: магазин и цеха всегда находятся в постоянном развитии. Это и обновление оборудования, и расширение ассортимента, и повышение квалификации персонала. Специалисты цехов не только выезжают на обучение, но и получают знания и навыки в родных стенах, как это было в случае с уникальной для Костаная датской выпечкой. Освоить нежнейшие слойки им помог пекарь-пенсионер из Германии Вольфганг Альтенбургер, который путешествует по миру с мастер-классами. Он оставил мастерам «Пятнашки» свои рецепты, а с собой увез секреты приготовления местной выпечки. Интересно, что за несколько лет до этого местные кондитеры обучились искусству создания европейских тортов. Сейчас они производят несколько десятков их наименований тортов, и у каждого из которых есть ценители.

Покупатель всегда прав

Пекарен и кондитерских цехов с кулинарными «фишками» на любой вкус в Костанае хватает. Как в подобной конкуренции не просто оставаться на плаву рыночного моря, а уверенно держать курс?

– С годами все больше убеждаюсь: любой покупатель идет к продавцу. Все же человеческий фактор в торговле имеет большое значение. Мы воспитываем своих сотрудников в таком ключе, что покупатель всегда прав. Это ведь прямая обязанность продавца: преподнести товар, подать, пообщаться с клиентом, создать настроение, – говорит наша героиня. – И, конечно, важно, что именно мы продаем. Как-то попробовали добавлять в продукцию улучшители, но начались возвраты. С тех пор стараемся использовать только натуральные ингредиенты, а если и обращаемся к добавкам (в изготовлении тортов, например, без красителей не обойтись), то выбираем качественные. Работаем в этом плане не с Китаем, а с Россией и Европой.

О чем мечтает бизнесвумен?

Капиза Малкеновна с гордостью подтверждает: за свежей и вкусной выпечкой костанайцы приезжают даже из отдаленных районов города.

Когда-то продукцию «Пятнашки» можно было купить в центре, ее любители с ностальгией вспоминают то время и просят снова открыть точки. Исполнить эти желания не позволяет непосильная аренда, а сейчас, когда пандемия подорвала покупательскую способность горожан, о приобретении собственных площадей предприниматель даже не думает. И все же есть свои мечты, планы.

– Хочется подольше быть здоровой, чтобы были силы развивать коллектив, – признается Капиза Махмутова. – Хочу, чтобы воплощались наши общие мечты, ведь когда моим сотрудникам хорошо, то и мне хорошо. И пусть не будет катаклизмов – ни политических, ни экономических… Еще есть надежда побывать в Германии. Чтобы не только увидеться с семьей сына, который живет там почти 20 лет, но и разыскать пекаря Вольфганга.

Если все получится, то в будущем на полках магазина №15 появится новая оригинальная выпечка – единственная в областном центре.

Елена НОВАК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77