Социум

Мамы детей-инвалидов из Костаная просят законодательно закрепить их статус

Пока для государства такие женщины просто безработные

О своих проблемах мамы детей-инвалидов рассказали депутату Мажилиса Екатерине Смышляевой, которая сейчас ведет прием граждан в Костанае.

На встречу с депутатом в субботу, 19 февраля, пришли сразу несколько человек – Юлия Ким, Надежда Рерих, Гульнара Багинская, Назгуль Журмагамбетова. Все они – мамы, воспитывающие детей-инвалидов разных возрастов и сталкивающиеся с общими проблемами.

Во-первых, в Казахстане официально нет статуса матери ребенка-инвалида, что затрудняет получение жилья от государства. Почему многодетные матери, к примеру, стоят в отдельной очереди, а воспитывающие детей-инвалидов нет? Сейчас для всех такие женщины просто именуются безработными. Разве это допустимо?

– Мы недавно с этим столкнулись. Даже в системе ОСМС мы значимся как «неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом». Но я же не работаю не потому, что мне так нравится, а потому, что я просто не могу, – говорит Назгуль Журмагамбетова.

Екатерина Смышляева отметила, что сейчас министерством труда разрабатывается Социальный кодекс, который призван усилить меры по обеспечению социальных прав и гарантий граждан. Предполагается, что новый документ выделит эту категорию женщин.

К слову, именно из-за того, что на законодательном уровне статус матерей детей-инвалидов не закреплен, они не могут стоять в отдельной очереди на жилье, как многодетные.

– Мой номер сейчас 3747, а каждый год сдают только около 100 квартир, так когда же я дождусь своего жилья? – спрашивает Юлия Ким.

– Поправки в Закон «О жилищных отношениях», которые предусматривают выделение мам детей-инвалидов в отдельную категорию, только зашли в Мажилис. По этому вопросу работа идет, – ответила Екатерина Смышляева.

Еще одна боль для таких женщин – собственное будущее. Раньше мамам инвалидов на пенсию государство выйти не позволяет, а как людям жить, если доходов и отчислений нет?

– Мне 38 лет, меня ни один работодатель не возьмет на работу, даже если я сильно захочу. Пенсионных накоплений у меня около 38 тыс. тенге. Я не уверена, что я до 63 лет доживу, потому что ребенок отнимает очень много сил, нервов, энергии, – констатирует Назгуль Журмагамбетова.

Кроме того, две пришедшие на прием женщины – вдовы, поэтому им приходится тяжелее вдвойне. Они получают пособия от государства, которые при этом считаются за доход. По этой причине АСП почти никому не полагается, так как уровень дохода «высоковат».

– Из четырех человек я единственная, кто получает АСП. В марте я еще получу 29 тысяч, а в апреле уже 1129 тенге. Вот что мне с этим богатством делать? – иронизирует Гульнара Богинская.

Екатерина Смышляева пообещала, что постарается сделать все от нее зависящее для решения этой проблемы.

– Нам настолько тяжело выживать, что у меня старший сын взял академ в колледже, чтобы пойти работать, – рассказала Надежда Рерих. – А у него самого проблемы со слухом, но он пошел зарабатывать, чтобы поднимать сестру-инвалида.

Костанайцы написали коллективное письмо в министерство индустрии и инфраструктурного развития с просьбой выделить матерей детей-инвалидов в отдельную очередь на получение жилья.

Татьяна НАЗАРУК
Фото из соцсетей Екатерины СМЫШЛЯЕВОЙ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77