В ритме города Костанай и костанайцы

Марионелла Слесарь о предназначении, семейных корнях и праздновании 8 Марта

Как только узнала об интервью с директором Костанайского филиала Национального центра повышения квалификации «Өрлеу», сразу захотелось расспросить мою героиню про имя – экзотическое, не совсем обычное для советского времени.

Оказалось, что так ее назвали в честь киноактрисы, участницы Великой Отечественной войны Гули Королевой, настоящее имя которой – Марионелла. На этом настояла тетя – учитель физики Раиса Владимировна Жукова.

– По этим двум причинам история имени особо ценна для меня. Любила ли я его в детстве? Скорее всего, нет, мечтала о простом имени. Но когда пришла устраиваться на работу, и завуч школы зачитала его по документам, я уже не могла называться иначе. С этого времени и осознала всю его значимость и важность.

– Необычное, практически иностранное имя, работа учителем французского языка… Совпадение или предначертанность? Верите ли вы в предназначение человека, в судьбу?

– Выбор профессии был обусловлен особенностями нашей семьи. Приехав сюда, родители оказались оторванными от большого окружения родных. Дети – особая ценность для родителей, конечно, они не хотели быть вдалеке от нас. Как, впрочем, и мы не мыслили жизни вдалеке от них. Выбирала из двух вузов: педагогического и сельскохозяйственного. Старшая сестра на тот момент была студенткой факультета бухучета и аудита, я же поступила в педагогический институт, где работала наша землячка, преподаватель французского языка Айша Султановна Оспанова. Да и стало долгом чести – продолжить педагогическую династию: мама работала в дошкольном образовании, была заведующей детским садом. Надо сказать, ни разу не пожалела о выборе. Верю в судьбу, в предназначение. Верю в особую миссию учителя. Педагогика – это не просто любимое дело, скорее, кредо, дающее силы для работы. Думаю, что в служении людям, обществу, в котором живешь, семье и есть миссия человека, которую каждому из нас определила та самая Судьба.

– Уже более 10 лет вы занимаетесь важнейшим делом, ведь от того, как подготовлены наши учителя, зависит воспитание, наполнение молодого поколения казахстанцев. Какие масштабные изменения произошли в работе филиала за время, что вы его возглавляете?

– Во все времена основой преобразований в обучении и воспитании являлась система повышения квалификации. И наше время – не исключение. Мой приход в филиал «Өрлеу» совпал с началом масштабных изменений в системе образования республики, и в ответ на требования времени мы создали уникальную модель, основанную на инновационной деятельности. На сегодня приоритеты в содержании курсов повышения квалификации это: инновационные методики, интерактивные стратегии, разработка цифровых образовательных ресурсов, формирование функциональной грамотности, инклюзивное образование. Среди форм обучения превалируют коучинги, организационно-деятельностные игры, тренинги и другие методы, способствующие созданию коллаборативной среды.

В числе значимых достижений филиала трехуровневые курсы «Эффективное обучение», курсы в рамках Программы обновления содержания среднего образования, курсы по развитию функциональной грамотности, республиканские форумы педагогов «Жарқын белес» с приглашением зарубежных гостей, ставшие своеобразным брендом филиала.

Особого внимания заслуживает внедрение еще в допандемийный период дистанционных технологий. Институт разработал сетевую модель непрерывного образования, основанную на использовании информационно-коммуникационных технологий. Она позволяет конструировать новые подходы к образованию, предоставляет альтернативные возможности получения знаний, не зависящие от расстояния, времени и структуры.

– В научных работах и статьях вы уделяете особое внимание проблемам формирования культуры школьника, в том числе полиэтнической. Почему это важно, и не только для вас, а в целом для воспитания будущего поколения?

– Действительно, практически всю свою профессиональную деятельность я занимаюсь изучением проблемы формирования и развития полиэтнической культуры школьников. Этой теме посвящена моя кандидатская диссертация. Как педагог, да и просто человек, переживающий за судьбу будущих поколений, я с тревогой наблюдаю за событиями в мире. Нестабильность, неопределенность, неоднозначность – те условия, при которых происходит становление личности. Огромный поток информации обрушивается на головы людей, дезориентируя их, разрушая веками выработанные моральные принципы и приводя к обострению конфликтов, в том числе межэтнических.

В условиях дегуманизации общества очень важно развивать у детей и молодежи качества, которые способствуют сохранению мира и согласия между представителями этносов. Реализовать это возможно только с помощью полиэтнокультурного воспитания. Предпосылками для успешной социализации будущего выпускника становятся не только его этническая и гражданская, но и планетарная идентичность. Поэтому развитие полиэтнической культуры, как основы воспитания миролюбивого поколения, для которого мир и согласие – главная ценность, является важнейшей задачей современного образования.

– Марионелла Васильевна, долгое время вы были заместителем акима в Узунколе, затем возглавляли областное управление культуры, но все же вернулись в педагогическую стихию. Она для вас ближе, роднее?

– Не могу назвать это возвращением. Где бы я ни работала, в круг вопросов всегда входили вопросы образования. А культура – это сфера, которая связана с образованием как никакая другая. Для меня назначение директором филиала НЦПК «Өрлеу» стало возможностью достичь главной цели в жизни. Всегда мечтала заниматься наукой, и как раз здесь смогла реализовать предназначение. Безусловно, опыт, который я получила, пройдя путь от учителя школы, заместителя директора по учебной работе, директора школы, заведующей районным отделом образования, заместителя акима района и руководителя управления культуры, сейчас служит учительству нашей области.

– Уже через несколько дней мы будем отмечать 8 Марта, какое значение имеет для вас этот день?

– Для меня это и праздник весны, и праздник женщин – разделить два понятия невозможно! Как и весна, женщина несет в себе основное предназначение – рождение новой жизни. В этот день я склоняю голову перед всеми матерями, хранительницами семейных ценностей, давшими жизнь и воспитавшими достойное поколение казахстанцев.

– Родившись 9 марта вы, практически, преподнесли подарок своей маме в Международный женский день…

– Затрудняюсь сказать, было ли это подарком. Моя семья жила в то время в большой нужде, старшая сестра даже осталась у бабушки с дедушкой в Подмосковье. Мои родители – первоцелинники, приехали в Казахстан из Тульской области с одним чемоданом. Папа работал агрономом в колхозе имени Карла Маркса, где родителям дали маленький домик, а скромную мебель и кухонные принадлежности принесли соседи – кто чем был богат.
9 марта папа всегда рассказывал историю моего появления на свет. Родилась я в буранный день. Папа взял в колхозе лошадь с повозкой и поехал за фельдшером, чтобы та сопроводила маму в районную больницу. Когда приехали с медиком, я уже смотрела на этот мир огромными голубыми, как весеннее небо, папиными глазами. И с той минуты я всегда рядом с родителями – даже в район вернулась после окончания института, чтобы быть вместе.

– Как вы празднуете день рождения? Возможно, совмещаете с 8 Марта?

– У меня есть возможность отмечать день рождения так, как люблю: в тишине, с книгой, или как сейчас – рядом с внуками. Ведь праздник за семейным столом состоится накануне, 8 марта. В этом году проведу день с семьей, с внуками. Буду радоваться их подарочкам!

– Судя по всему, вы просто обожаете внуков?

– Очень горжусь статусом бабушки! Ценю каждую минуту, которую провожу в этой, пока еще новой для меня «должности». С удовольствием делаю все, что радует моих Сашу и Аришу. И сама радуюсь, когда внуки разделяют мои привязанности и увлечения. Саша очень любит книги. Он, как его прадедушка и дедушка, мечтает стать агрономом. Ариша – настоящая модница, любительница причесок и нарядов. А главное, они уже сейчас лидеры, конечно, пока только в семье и среди друзей, но это только начало. Я верю в их будущее.

– Спасибо за актуальное и при этом теплое, по-настоящему весеннее интервью!

Марионелла Слесарь, директор филиала НЦПК «Өрлеу»:

– Верю в судьбу, в предназначение. Верю в особую миссию учителя. Педагогика – это не просто любимое дело, скорее – кредо, дающее силы для работы. Думаю, что в служении людям, обществу, в котором живешь, семье и есть миссия человека, которую каждому из нас определила та самая Судьба.

Елена НОВАК,
фото предоставлено героиней материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77