В ритме города

На останках промышленного гиганта: Что сейчас располагается на территории костанайского химзавода?

Слава этого предприятия до сих пор жива в памяти людей. Горожане любят вспоминать о том, что когда-то Костанай гордился своей мощной промышленностью: КСК, КЖБИ и завод химволокна тому пример. Сегодня нет ни одного из них

Особняком среди перечисленных предприятий стоит, конечно, химзавод. Он был и уникальным по своей сути объектом, и обладает самой мистической репутацией среди прочих заброшек. «НК» решил вспомнить историю советского предприятия и показать, чем его стены живут сегодня.

Ликвидация, покупка, блеф, суд

Костанайский химзавод был запущен в 1978 году и проработал до 1996 года. Предприятие производило уникальные метаарамидные огнестойкие материалы, которые использовались в оборонной промышленности. Это был единственный подобный завод в СССР. Слава его получилась громкой, но, увы, недолгой.

После ликвидации объекта его здания начали распродавать. В 2003 году «Наша газета» писала, что нашлись покупатели: мукомолы, производители пестицидов и гербицидов, ликероводочной продукции… Однако спустя год в СМИ появились громкие заголовки о том, что завод купило АО «Казнефтехим», которое намеревалось восстановить советское производство. Новый учредитель в 2007 году получил по госпрограмме кредит на 823 млн тенге от Банка развития Казахстана для приобретения и монтажа технологического оборудования.

С планами предприятия вскоре после этого ознакомился Карим Масимов, который был на тот момент премьер-министром Казахстана. Новое руководство химзавода обещало, что объект заработает в полную мощность и даст 500 рабочих мест. По объему выпуска химволокна предприятие должно было стать третьим в мире после аналогичных заводов в США и Японии. К сожалению, этому не суждено было сбыться: в 2008 стали сокращать сотрудников, хотя руководство местного ТОО «Казхимволокно» успокаивало и говорило, что учредитель, то есть «Казнефтехим» проводит модернизацию и разработку нового бизнес-плана. В итоге, в 2010 году началась процедура по признанию предприятия банкротом длиною в несколько лет.

По подозрению в мошенничестве был арестован бывший гендиректор АО «Казнефтехим» Едиль Киришев. На него завели уголовное дело по факту хищения тех самых 823 млн тенге, полученных от Банка развития Казахстана. Взятые на покупку оборудования для производства метаармидной нити ARNIX деньги ушли в неизвестном направлении, а представленные Кариму Масимову промышленные достижения оказались липой. Огнестойкую нить на химзаводе больше никогда не производили. Киришева осудили на 6,5 лет тюрьмы.

С помощью торгов по реализации имущества химзавода удалось погасить 6,7 млн тенге задолженности по зарплате перед 16 работниками. Для объекта стали искать инвестора, но идея вновь провалилась. История химзавода на этом закончилась.

«Здесь все держится на честном слове»

Сама территория бывшего промышленного предприятия огромна. Она кажется отдельным от Костаная городком, большей частью заброшенным. Хотя многие здания, пусть и выглядят удручающе, на самом деле используются новоиспеченными хозяевами. В интернет-справочнике 2Гис можно увидеть перечень предприятий: ТОО «Гермес 4», производящее комбикорм, текстильная компания ТОО «Техноткань», стройфирма ТОО «Тобол Керамик», мельница ТОО «Адал»… И это только часть того, что находится сегодня на территории химзавода.

«Здесь все держится на честном слове» – так характеризует здания советского гиганта, которые остались нетронутыми с момента ликвидации производства охранник ТОО «Аухал» Кошкинбай Абилакасов. Компания, занимающаяся производством оборудования для водо- и теплоснабжения, нефте-газовой и горнодобывающей отраслей, прибыла к нам из Алматы. Она купила тут площади и сейчас преимущественно сдает их в аренду. Небольшие участки ТОО оставило себе для хранения техники.

Кошкинбай Абилакасов рассказал, что работает на территории бывшего химзавода с 2017 года после занятости на других знаковых костанайских объектах: ранее он сторожил имущество обувной и обойной фабрик. Просто коллекция умерших промышленных титанов в биографии одного человека! Кстати, на сторожке, рабочем месте Абилакасова, до сих пор висит табличка ТОО «Казхимволокно».

– Руководство уже давно посадили, но еще в прошлом году приезжали из антикорра и проверяли, действительно ли не осталось никакого имущества от бывшего предприятия, – вспоминает Кошкинбай Абилакасов. – Меня на его фоне даже сфотографировали. Но здесь вообще ничего от химзавода не осталось. Мы когда делаем обход территорий, близко к зданию не подходим, потому что окна падают. В прошлом году по весне ребята приезжали из Затоболовки, хотели арендовать помещения, но увидели, что они в аварийном состоянии и передумали. Арендаторы меж собой говорят, что металла много надо, чтобы тут все восстанавливать, а он, сами знаете, какой дорогой сейчас.

Охранник перечисляет своих соседей: ТОО «РТР Инжиниринг», строительная компания «Гермес», ТОО «АнгарСтрой». Есть тут те, кто занимается производством гербицидов, а недавно на химзаводе обосновались рудничане. Собеседник говорит, что хозяин – переселенец из Узбекистана. Чем фирма занимается, он не знает. Впрочем, список предприятий, которые сегодня работают на химзаводе, «НК» не смогли предоставить и в управлении предпринимательства. Дело в том, что для получения сведений обо всех объектах бизнеса властям нужно направлять запросы. А отвечать или нет, дело самих бизнесменов.

Кошкинбай Абилакасов показывает рукой в сторону и говорит, что два года рядом с ними располагалась парковка «СарыаркаАвтопрома». Там завод хранил свои машины, пока не обустроил собственную. Еще один привлекающий к себе внимание объект поблизости – сауна Paradise.

– Молодежь приезжает по вечерам сюда отдыхать. Этот спа-центр отрыл хозяин «Айдана плазы», – делится подробностями охранник. – Но для нас хорошо, когда тут оживленно и люди ездят, потому что если глухо – опасно. К нам лезут, бывает, за металлом, мы гоняем, алабаев на ночь с цепи отпускаем. Рядом с нами находится почти разрушенное здание, оно не огорожено, и через него к нам приходят маргиналы.

Сталкеры тоже раньше здесь были частыми гостями, но уже несколько лет их не видно. В последний раз Кошкинбай ловил любителей заброшек в 2019 году.

– Я им сказал: постучите лучше, и я вас пущу, только сетку не рвите! У нас был тогда другой директор, он разрешил пускать сталкеров на территорию, – поясняет собеседник. – Помните, видео еще было на «Ютубе» в 2016 году, как фильм ужасов снятый? Пацаны на крышу лазили, в лаборатории ходили, противогазы находили.

Облагородили, адаптировали

Недалеко от заброшенной трехэтажной бывшей столовой в прошлом году поставили новый забор. Появился он как раз перед открытием нового мясокомбината, который расположился дальше химзавода.

Одно из зданий, говорят местные предприниматели, принадлежит банку. То ли его заложили, то ли хранят на перспективу. Рядом находится ТОО «Костанай Стройтеплокотл Сервис». Начальник цеха Александр Завертяев рассказал, что компания базируется здесь уже 14 лет. Она заняла место фирмы, которая раньше производила ангары.

– Мы поначалу арендовали маленький цех, а затем выкупили целое здание. Сами здесь все делали, заборы ставили. Сильно пришлось поработать, потому что бардак был. Так как до нас здесь располагались предприятия, никаких артефактов с химзавода мы не находили, – смеясь, ответил мужчина на наши вопросы.

Шесть лет назад на территорию химзавода частично переехало ТОО «ТК», которое известно по бренду бытовой химии «Аромика». Административное здание, куда мы первым делом направились, показалось нам новостроем из-за хорошего ремонта, однако, как объяснил замгенерального директора Андрей Шенсневич, оно еще советское, химзаводское.

– Теперь здесь находится наш головной офис. В остальных зданиях – складские помещения для хранения продукции, а также производство. Мы делаем металлоконструкции для собственных нужд, – пояснил Шенсневич. – На наших участках раньше были руины, бетон, сейчас – асфальт и брусчатка. Все эти помещения до нашего приезда не функционировали, последние, кто тут был, – работники химзавода.

Теперь с этой территории продукция рудненской фирмы отправляется в другие города. Компания восстановила часть железной дороги, оставшейся со времен СССР, и около 500 м построила сама.

– Это промышленная зона, места здесь хватает, и мы находимся в черте города, – так сказал об удобстве расположения ТОО Шенсневич и отметил: не хватает только газа, чтобы уйти от отопления твердым топливом, и автобусного сообщения.

За ворота двух предприятий – кирпичного завода и ТОО «Техноткань» – журналистов не пустили. Всех из вышеперечисленных компаний мы, признаемся, не нашли. Местами дороги около химзавода напоминали лабиринты и встречали нас закрытыми воротами без вывесок и каких-либо обозначений. До сих пор многое, что тут остается, все же больше напоминает о заброшенном химзаводе, чем о современной промышленной зоне.

Татьяна НАЗАРУК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77