Костанай и костанайцы

На пересечении путей: «НК» рассказывает о жизни костанайцев по ту сторону железной дороги

Речь идет о районе ПЧСТР, он известен среди горожан по регулярно затопляемому, но востребованному проезду

ПЧСТР – это путевая часть или перегон, состоящий из соединительного пути и стрелочных переводов. Если смотреть на карту сверху, этот треугольник за железнодорожным вокзалом прекрасно видно. Корреспонденты «НК» узнали, кто проживает в частном секторе вблизи железной дороги, и не мешает ли стук колес проезжающих мимо поездов спать по ночам.

Начнем с того, что, по данным центра исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия областного управления культуры, большинство имеющихся здесь улиц были образованы 14 марта 1956 года. Тогда появились проезды Линейный, Сарбайский, Пикетный, Мостовой, переулок Деповский. Домов тут совсем немного, здания заняты бизнесом. Мы также прогулялись по Троицкой и Путейской. Хотя местные жители относят себя больше к городу, железная дорога – неотъемлемая часть их жизни.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ РОМАНТИКА

Традиционно начинаем свой обход с магазинов, их тут два – «Магнит» и «Шанхай». И прямо за вторым начинается улица Путейская. Первый дом похож на тот, о котором «НК» писал в декабре 2021 года. Тогда мы рассказали о жилой столетней многоквартирке с высокими потолками, широкими стенами, расположенной по улице Перронной. И тут, на Путейской, 1, нам встречается такой же дом!

 

Спрятанный за забором и магазином, он почти не виден с дороги. Пройти мимо было невозможно, мы попытались поговорить с жильцами, но они не особо шли на контакт и посоветовали найти старожилов дальше по улице.

Таковым оказался Виктор Глазырин. Он железнодорожник в третьем поколении.

– Живу на этой улице с самого рождения, с 1971-го, у нас тут девять домов, все примерно 50-х годов постройки. Наша семья получила квартиру как железнодорожники. Бабушка, дедушка, папа, дяди и тети – все трудились на путях, занимались их текущим содержанием. Я сегодня делаю то же самое, работа у меня буквально за домом, в 150 метрах, – рассказывает мужчина.

Наша беседа шла под сигнал проезжающего мимо локомотива. Отсюда возник вопрос – как жить при таком шуме?

– Мы давно привыкли, а вот гости недоумевают: как спать? Дом, у нас, кстати, предполагался на восемь семей. Когда мы были маленькие, жили в одной комнате, потом родилась сестра, отец попросил в профкоме еще одну квартиру, дальше пристроили веранду, получилась полноценная квартира. В итоге в нашем доме сейчас шесть хозяев, – поделился Виктор.

В прошлом году на улице Путейской случился праздник, уложили асфальт, которого тут никогда не было. Сюда не заезжали ни такси, ни скорая помощь, потому что преодолеть преграду из грязи могли не все. Сейчас же – благодать.

Дома расположены по одной стороне, на противоположной – сарайчики и гаражи. В квартирах уже есть газ, водопровод, правда, канализация состоит из септиков, тем не менее благоустроенный район.

– Сейчас у нас осталось две проблемы – отсутствие освещения и уборка снега в зимний период. Сами с лопатами выходим. А в остальном все нормально, – отмечает местный житель.

Но все же соседство с железной дорогой кажется не особо спокойным…

– С малых лет детей учили технике безопасности, в школу до четвертого класса водили через пути, они у нас занимались в школе №115, – говорит Виктор Глазырин.

Несмотря на запрет нахождения на железнодорожных путях, местные жители хотя бы раз в жизни на них точно бывали. Любовь Семенкова говорит, что ежедневно проходила прямо по шпалам на работу в сторону железнодорожного вокзала, по-другому никак.
Любовь Васильевна живет в не менее интересном и колоритном доме по улице Троицкой. Он состоит из девяти квартир.

– Наш дом называют «бараком», но мы не обижаемся. У нас потолки по 3,12 метра, квартиры полностью благоустроены: газ, вода, септик у каждого, отопление, ванная и туалет, все есть. Асфальта только нет. Мы уже везде писали о том, что здесь пора бы уложить нормальную дорогу, улочка же короткая. А в акимате нет денег на нас, – сетует пенсионерка.

Пробраться к дому Любови Васильевны по грязи действительно сложно, а люди живут в таких условиях больше 60 лет.

– Я ходила в школу № 23, расположенную в нашем же районе, она была восьмилетней. В Костанае-2 в то время работала четырехлетняя, и дети с того района в пятый класс приходили учиться к нам, школа полностью заполнялась. Сейчас ее нет, снесли. Еще у нас был отличный магазин. Сегодня же к имеющимся торговым точкам иногда сложно подойти. Последние пару лет движение стало такое, что от машин нет отдыха. А как поезд едет по путям, образуется пробка от Станционной до переезда, – отмечает Любовь Семенкова.

С теплотой свой район вспоминает и Владимир Путков, несмотря на то, что уже не проживает в Казахстане. «НК» списался с ним в социальных сетях.

– Мы с сестрой родились в поселке ПЧСТР в 1955 году, прожили там 9 лет. Домики в треугольнике железнодорожных путей выдавались строителям не только этого участка дороги, там жили молодые семьи первоцелиников, строивших Кустанай, – рассказывает Владимир. – Справа от моста были большие склады кругляка леса. Ниже основной ж/д ветки, идущей на алматинское направление, была техветвь, по которой этот лес и возили. Слева находился строительный участок – пилорама для распила кругляка, столярный цех, где изготавливали изделия и погонаж для возведения домов. Строительство велось по всему городу и области, район вокзала был застроен, он считался в то время самым значимым объектом.

Также справа за мостом стояли склады и база энергетиков, слева автобаза. А дальше был сам поселок с хорошим клубом, кинотеатром, библиотекой и актовым залом, в котором по выходным устраивались танцы для молодежи. Помимо школы, указанной выше, тут работал детский садик. А заканчивался поселок ж/д веткой на Москву, которая встречалась с Алматинским направлением в районе Костаная-2.

Сейчас у старого района ПЧСТР появляется много соседей: микрорайоны растут, частная застройка тоже пробирается ближе, но хочется верить, что эти улочки и домики все равно сохранятся нетронутыми, главное, чтобы цивилизация правильно к ним зашла и не коснулась истории.

Полина ШКАРУБО,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77