ЖКХ Костанай и костанайцы

Начнут ли светофоры в Костанае работать исправно?

Жалобы в этом направлении поступают не только в ситуационный центр «Айкомек», но и в редакцию «НК», однако меньше проблемных мест не становится

За прошлый год контакт-центром зарегистрировано 1890 обращений, касающихся работы светофорных объектов. Топ-три проблемных места в Костанае – перекрестки пр. Назарбаева – ул. Доненбаевой (26 заявок), пр. Назарбаева – ул. Мухамеджанова (12 заявок), ул.Тәуелсіздік – ул.Майлина (11 заявок).

В декабре прошлого года на одном из аппаратных совещаний, рассматривая информацию о жалобах в «Айкомек», аким города Марат Жундубаев подчеркивал, что на работу светофоров костанайцы ежедневно жалуются более 40 раз. Это нонсенс, однако по сей день ситуация не изменилась.
С начала текущего года «Айкомеком» уже принято 970 заявок по светофорам, в том числе за май 204 жалобы. К адресам, где на постоянной основе случаются проблемы, можно отнести: пр. Кобыланды батыра, 21 (22 заявки), пр. Назарбаева – ул. Доненбаевой (12 заявок), пр. Абая, 1б (10 заявок).

Ремонтом, корректировкой и заменой панелей светофорных объектов в Костанае в 2023 году, согласно данным госзакупок, занимается ТОО «МСервис КСТ». В условиях договора сказано, что заменить вышедший из строя источник света компания должна в течение суток с момента обнаружения неисправности, поврежденной электромонтажной схемы в корпусе светофора или кабеля – за три дня. Оперативно ли?

– Если все бригады уже находятся по другим адресам, тогда на проблемный объект временно направляется регулировщик. Сейчас все обращения исполняются оперативно и своевременно, но большие вопросы вызывают системные проблемы, которые требуют ремонта с частой периодичностью. Сейчас у подрядчика 12 просроченных заявок, которые в основном касаются корректировки таймера или неработающего циферблата, – заключили в службе «Айкомек».

НЕ ДОВЕРЯЙ «ТРЕХГЛАЗОМУ»

Корреспонденты «НК» 3 июня провели небольшой рейд по улицам города и за пару часов нашли приличное количество неисправных светофоров.
Первым делом мы прошлись по центральным проспектам, так как там наиболее оживленное движение. Пешеходный светофор, расположенный около «Детского мира» по ул. Аль-Фараби, давно требует ремонта. На циферблате невозможно разобрать чисел, «человечек» вовсе не горит.

Именно об этом месте не раз писал наш специальный корреспондент Проблемхан Порешалов. Заявки в «Айкомек» он подавал несколько раз, ему отчитывались, что проблема устранена. Но на деле ничего не изменилось.

В центре часто катаются на велосипедах и самокатах. Дорожные знаки и «зебра» не всегда останавливают автомобили, поэтому в плане безопасности одна надежда на светофоры. Но и те подводят!

– Моей дочке 10 лет, она часто ходит с подругами в Центральный парк, мы живем здесь недалеко, и я постоянно переживаю, как она дойдет. Этот светофор уже давно не работает, а сейчас еще солнце такое, днем просто невозможно разглядеть без того еле заметный сигнал, – рассказывает местная жительница Елена.

Похожая ситуация сложилась на пересечении улиц Баймагамбетова и Амангельды. Там больше месяца табло для пешеходов не горит вообще. Люди ориентируются по транспортным светофорам.

На перекрестке улиц Л.Беды и Баймагамбетова «трехглазые» тоже работают с перебоями.

– В нашем районе постоянно происходят такого рода поломки, причину никто не говорит, о регулировщике мы вовсе не слышали. Для нас дорогу перейти – это такая трудность! Водители не хотят останавливаться, а если некоторые это делают, другие машины не желают ждать и проезжают в миллиметре от тебя, – жалуется жительница Костаная Наталья.

Напомним, рядом находится школа №21. Переход дороги для школьников в случае неисправности светофора занимает 10 минут, и это в лучшем случае. Если младшеклассники предельно осмотрительны в этом вопросе, то дети постарше порой забывают про осторожность.

На пересечении улиц Наримановской и Дощанова большинство светофоров оказались полностью нерабочими: обе секции либо не горели совсем, либо только красным цветом. Диоды на циферблате частично перегорели, поэтому понять, сколько секунд осталось до перемены светового сигнала, задача непростая.

С аналогичными проблемами сталкиваются и водители: они тоже иногда не понимают, сколько секунд осталось до включения желтого сигнала, поэтому летят до перекрестка, надеясь успеть проехать. На многострадальной ул. Майлина до сих пор расположены старые ламповые светофоры, сигналы которых при свете дня едва можно различить. Многие автомобилисты движутся просто с потоком, не глядя на это бесполезное дорожное приспособление.

Есть в нашем городе и места, когда разрывы между сигналами на светофорах для разных потоков совсем уж маленькие. Тогда, когда одни машины еще не успевают завершить маневр или просто проехать перекресток, движение начинает уже другое направление. Такие казусы случались на пр. Аль-Фараби – Баймагамбетова.

ПОУМНЕЮТ, НО НЕ ВСЕ

Еще в январе «НК» писал, что отдел ЖКХ планирует расширить существующую автоматизированную систему управления дорожным движением. Она позволит управлять светофорами дистанционно, настраивать время работы таймера, снимать удалено показания электроэнергии. Идея прекрасная, однако, как пояснил нам специалист отдела ЖКХ Костаная Кенжебай Акбаев, новшества коснутся не всех светофорных объектов, а только тех, которые установят в ближайшее время.

– В этом году у нас запланировано обустройство 12 светофоров: шесть из них с кнопкой, еще шесть – полноценные для перекрестков, – отметил Кенжебай Акбаев. – На Дощанова-Алтынсарина и Маяковского-Хакимжановой уже установили столбы. Этими новыми объектами мы сможем управлять удаленно: включать моргающий режим, выставлять секунды. Также в этом году заменим семь старых ламповых светофоров. Останется таких в Костанае еще 12, их планируем обновить в течение двух лет.

Замена светофоров обходится бюджету в копеечку. Так, в прошлом году из-за нехватки средств удалось обновить всего два устройства.
Часто ли заказчик предъявляет претензии подрядчику по качеству работы? В отделе ЖКХ говорят, что претензии пишут ТОО «МСервис КСТ» в среднем два раза в неделю. Меняет ли это ситуацию? Как видим.

Директор этой организации Климентий Охлупин поясняет, что ТОО получает в день по 15 заявок по неисправностям светофоров и старается отрабатывать их сразу. Так почему тогда у нас такая беда с «трехглазыми»? Отвечая на вопрос, ни хвалить, ни ругать себя за работу Охлупин не стал, но подчеркнул, что во многих случаях решающим фактором становится старое оборудование, которому уже 10 или 15 лет.

– Срок службы светофорных объектов – 10 лет, большинство уже свое отжили, – уточняет специалист. – Часто кабели выходят из строя, рассыхаются, мы чиним, но это дает временный эффект. У нас также бывают проблемы с запчастями, товар приходит иногда некачественный.

Рабочих рук, уверяет специалист, у него хватает, поэтому пенять на нерасторопность компании он бы не стал.

ВЗГЛЯД СВЕРХУ

Первый замначальника ДП Костанайской области Алексей Милюк, оценивая работу костанайских светофоров, ставит оценку «неудовлетворительно». Обновление устройств идет медленно, полноценной интеллектуальной системы управления этими объектами нет. По словам полицейского, в городе не хватает порядка 150 светофоров, которые бы сделали движение на дорогах безопаснее.

– Зимой мы мониторили ситуацию и зафиксировали, что за сутки из строя могли выйти 5-6 светофоров, – констатирует Милюк. – В Астане и Алматы, например, есть целая служба по организации дорожного движения. Все светофоры связаны единой сетью, у нас же только частично. В Алматы по утрам, когда люди едут в город на работу, перенастраивают режим работы светофоров, чтобы дать больше пропускной способности, вечером делают наоборот, для снижения пробок. Еще одна большая проблема – отсутствие задержки при переключении сигналов. От 2 до 5 секунд должен гореть красный в обоих направлениях, чтобы все, кто оказался на перекрестке, могли завершить маневр. Только после этого в противоположном направлении включается зеленый. У нас же почти всегда идет одновременное переключение. Помните, девочку сбил автобус около ЦУМа в прошлом году? Она попала под колеса именно из-за этой ситуации. Мы заставили тогда этот светофор перевести в другой режим, теперь там есть задержка. Но подрядчик сделал это только на 10 объектах, остальные работают, как и раньше. Медленно компания исполняет наши предписания, на это месяц дается, но нет у них искры в глазах что-то внедрять или модернизировать.

Напомним, что за организацию дорожного движения отвечает акимат, а именно отдел ЖКХ, а полиция исполняет только надзорную функцию и вмешивается, когда происходят ЧП. Так разделены полномочия в нашей стране.

В отделе ЖКХ сообщили, что ведомство изучает опыт работы светофорной системы Астаны, Петропавловска и Кокшетау. Возможно, что-то будет внедряться и у нас. Но долго ли этого ждать?

Ясно одно, что для изменения ситуации нужны большие средства. Если только установка допсекций светофоров на двух перекрестках обошлась бюджету в 3 млн тенге, тогда о каких суммах может идти речь для более глобальных изменений? Впрочем, раньше говорили, что и «Сергек» нам не по карману, но в этом году 60 таких камер все-таки появятся в области. Раскошелится ли власть на «умные» светофоры?

Татьяна ФАЙЛЬ,
Кристина ФРИТЦ,
фото авторов
и Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77