Костанай и костанайцы Социум

«Национальный фонд – детям»: что нужно знать

«НК» собрал ответы на часто задаваемые вопросы по программе, которая начала действовать с 1 января 2024 года

В феврале 2024 года казахстанские дети впервые получат на свои счета часть инвестдохода от Национального фонда. До 1 февраля Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), который является оператором программы, рассчитает сумму на одного ребенка к начислению за 2023 год.

Пока точная сумма, которую получат дети, неизвестна. Она будет зависеть от количества детей, вошедших в программу по состоянию на конец 31 декабря 2023 года. Рассчитывается она таким образом: 50% инвестиционного дохода Нацфонда делится на количество детей.

Для казахстанцев программа удобна тем, что им не требуется открывать самостоятельно целевые накопительные счета или собирать документы. Счета на ребенка открываются автоматически в ЕНПФ (enpf.kz) на основе данных из базы «Физлица». Если родители ребенка в разводе – дополнительных документов или справок также не потребуется.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Кто является участником программы «Национальный фонд – детям»?

Участниками программы «Национальный фонд – детям» являются граждане РК, не достигшие восемнадцати лет. Следовательно, в 2024 году участниками станут дети, родившиеся с 2006 и по 2023 годы, за исключением умерших лиц (дата смерти до 31.12.2023 г. включительно).

Нужно ли законным представителям детей куда-либо обращаться, чтобы узнать о начислении положенных сумм из Нацфонда?

Начисления будут осуществлены не ранее 01.02.2024. Их можно будет проверить  законным представителям в их личном кабинете на веб-портале «Электронного правительства» (www.egov.kz) в разделе «Сведения о детях», а также на интернет-ресурсе ЕНПФ (www.enpf.kz).

Кто является уполномоченным оператором программы?

Уполномоченные операторы – банки второго уровня, Национальный оператор почты. Они осуществляют открытие и ведение банковских счетов, на которые ЕНПФ по достижению 18-летия ребенка перечислит целевые накопления.

На что могут быть потрачены деньги, полученные от «Нацфонд – детям»?

Средства, полученные в рамках программы, достигшие совершеннолетия казахстанцы могут потратить на оплату обучения в вузах и колледжах, а также на улучшение жилищных условий.

Если гражданин Казахстана по достижении 18 лет не пожелает использовать средства, куда они пойдут?

Средства будут храниться на счете в течение 10 лет, а затем их перечислят на пенсионный счет.

Можно ли снять полагающиеся деньги досрочно? Имеет ли право ребенок получить их при выезде за границу на ПМЖ? Что будет с накоплениями в случае смерти ребенка в возрасте до или после 18 лет?

До достижения детьми 18 лет деньги будут начисляться без права использования.

Лица, утратившие гражданство РК как до достижения 18 лет, так и после, теряют право на использование целевых накоплений.

В случае смерти физического лица до или после 18 лет, целевые накопления наследуются в порядке, установленном гражданским законодательством РК.

Будут ли облагаться ИПН выплаты целевых накоплений?

Выплаты из ЕНПФ не будут облагаться ИПН.

О конфиденциальности: кто может получать информацию о сумме целевых накоплений?

Сведения о сумме не являются тайной.

Информацию можно получить на веб-портале «Электронного правительства» и (или) на интернет-ресурсе ЕНПФ по ИИН участника программы.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

Что законные представители детей, родившихся в 2006 году и позднее, могут сделать сегодня для гарантированного обеспечения участия в программе «Национальный фонд – детям»?

1) Проверить: наличие у ребенка документа, удостоверяющего личность (свидетельство о рождении, с 16 лет удостоверение личности гражданина РК); корректность и наличие в документе, удостоверяющем личность, реквизитов: ФИО, ДР, ИИН, гражданство; наличие, прикрепление и корректность сведений о детях в своем личном кабинете на веб-портале «Электронного правительства» в разделе «Сведения о детях».

2) Если у ребенка отсутствует документ, удостоверяющий личность, отсутствует ИИН, необходимо обратиться в Государственную корпорацию по месту жительства (ЦОН); отсутствует (или не установлено) или указано некорректно гражданство, необходимо обратиться в миграционную службу по месту проживания.

На портале eGov.kz в личном кабинете исчезли данные детей, что делать?

Данные о детях необходимо проверять в разделе «Цифровые документы» в мобильном приложении eGov mobile. Это сделано для удобства пользователей, и предоставления информации из единого источника.

Что делать, если у вас в мобильном приложении eGov mobile не отображаются данные детей?

Зайти в раздел «Цифровые документы», в подразделе «Семья» нажать на кнопку «Добавить ребенка». После появится услуга «Актуализация сведений о детях», здесь нужно заполнить все необходимые поля, прикрепить свидетельство о рождении и подписать заявление.

Срок рассмотрения заявки – от двух до пяти рабочих дней.

Что делать, если у вас в мобильном приложении eGov mobile отображаются ошибочные данные детей?

Откройте цифровой документ, где обнаружена ошибка. В правом верхнем углу найдите три точки и нажмите на них. Далее нажмите на кнопку «Сообщить об ошибке». Вы попадете в сервис «Актуализация (корректировка) сведений о детях», в котором нужно заполнить все необходимые поля, прикрепить свидетельство о рождении и подписать заявление.

Срок рассмотрения заявки – от двух до пяти рабочих дней.

До какого числа нужно добавить ребенка, если данные отсутствуют в мобильном приложении eGov mobile для получения выплат на ребенка от Нацфонда?

Отсутствие данных о ребенке в мобильном приложении eGov mobile не влияет на возможность получения выплат от Нацфонда. Вы можете подать заявку на корректировку данных в любое удобное для вас время.

Где посмотреть данные о своих детях, если нет мобильного приложения eGov mobile?

Информацию о своих детях вы также можете посмотреть в разделе «Цифровые документы» в популярных банковских приложениях. Однако рекомендуется скачать и зарегистрироваться в мобильном приложении eGov mobile, это легко и быстро.

Подготовила Ольга ГОРАЙ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77