В ритме города

Наталья Арсентьева: “Я подпитываюсь успехами и улыбками своих воспитанников”

Наталья Арсентьева – педагог с 30-летним стажем

Одну половину своей трудовой деятельности она посвятила преподаванию математики, а вторую – воспитанникам детских домов.
Сейчас Наталья Михайловна заместитель директора по воспитательной работе деревни семейного типа «Жануя». И сил работать на благо вроде бы чужих, но на поверку своих детей, еще хватает.

– Почему вы выбрали педагогику?

– Я учитель во втором поколении, моя мама тоже преподавала математику в школе, поэтому вопрос о том, кем мне быть, вообще не стоял. В нашей семье всегда было много детей – учеников мамы. Я видела, как она с ними занимается, мне это самой нравилось, поэтому профессию выбрала сознательно.

Моя педагогическая деятельность началась в 1991 году в должности учителя математики в деревенской школе. Я отработала там 15 лет. Потом решили переехать в город, хотелось, чтобы дети, у меня двое сыновей, имели возможность посещать разные кружки и секции.

В Костанае устроилась в детский дом, он располагался по ул. Каирбекова, 397. Там я была воспитателем около 10 лет. Проводила с ребятами много времени, оставалась дежурить и по ночам. Пыталась научить их элементарным вещам – как включить стиральную машинку, пришивать пуговицу. В таких местах воспитатели всегда заменяли детям родителей: делают с ними уроки, проводят кружки, беседы, мероприятия. В моей душе было и есть место каждому из этих малышей, уходя домой, я не забывала о них, они стали частью моей семьи.

В 2018 году детский дом закрыли, и в 2019-ом я перешла работать в «Жаную».

– Как ваши сыновья относились к тому, что вы постоянно находились с другими детьми?

– Конечно, им не хватало меня, я это понимала, старалась восполнить упущенное. Видимо я с этим справилась успешно, раз вдохновила старшего сына пойти по моим стопам, он тоже педагог, мой помощник. А когда сыновья были младше, я старалась не разделять их с малышами из детского дома.

Помню, к нам поступил мальчик, попал в один класс с моим сыном. Учился он слабо. Я, чтобы его замотивировать, в шуточной форме сказала: «Давай посмотрим, кто окончит четверть хорошистом, ты или Артем (мой сын)?». Я ждала от него результата и стараний. И знаете, Максим больше никогда не был троечником. Он прибегал и показывал мне дневник. Окончил 11 классов, поступил в академию пограничной службы в Алматы, я ездила к нему на присягу.

– Наталья Михайловна, а бывали случаи, когда хотелось забрать кого-то из детей к себе?

– Да. Поступили две сестры, я к ним прикипела, хотела забрать, но тогда жилищные условия не позволяли. Дети разнополые, для девочек нужна была отдельная комната. Помню, моя наставница сказала: «Наверное, вам, Наталья Михайловна, придется уйти из детского дома, если вы возьмете к себе девочек, потому что каждый из детей, захочет, чтобы его также забрали». И это действительно так, они посчитали бы меня предателем. Поэтому на протяжении всех лет я заботилась о девочках, не забирая их из детского дома. Брала лишь на лето в гостевую семью. Отношения у нас сложились хорошие, они называют меня мамой. Недавно младшая знакомила меня со своим молодым человеком, замуж за него выходит, хочет, чтобы я знала, кого он из себя представляет.

– Как часто воспитанники детских домов обретали семьи за годы вашей практики? И бывало ли, что их возвращали?

– Что касается «Жануи», то четыре раза уже приходили и забирали. Только здесь особенность такая, по одному не возьмешь, сразу трое или четверо, потому что большинство братья и сестры.

Сейчас, прежде чем забрать ребенка из детского дома, нужно пройти школу приемных родителей, как раз в «Жануе» работают тренеры. Сначала учишься, потом получаешь доступ к базе данных с детскими историями. Получается, ты изначально подходишь к решению трезво, а не на эмоциях.

Однажды ребенка вернули. Мама с папой развелись – малыша передали обратно в детский дом. Но таких случаев единицы.

– Как вы восполняетесь? Ведь столько эмоций и энергии, отдавая их такому количеству детей, уходит? В школе, наверное, было проще?

– Я подпитываюсь их успехами, улыбками и смехом. Целый день с ними крутишься, как белка в колесе, но получаешь уйму эмоций. Мы тут постоянно что-то организуем: то праздники, то репетиции. Все ярко, весело, уютно и тепло. Усталость есть, но она приятная. Желания сменить работу у меня не было никогда, я больше нигде себя не вижу.

В школе не было проще. Я также бегала с учениками во внеклассное время. Помню, на осенний бал украшали актовый зал. Я взяла у свекра самодельный трактор с прицепом – водить умею – и мы с девятиклассниками поехали в лес. Набрали ярких листьев и устроили такую красоту! Так что и в школе все было активно, пропадала там постоянно.

Полина ШКАРУБО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77