COVID-2019
в Казахстане



Вся информация здесь

Выздоровевших

Зарегистрированных случаев

Зарегистрированных случаев в Костанайской области

Летальных случаев

ЖКХ

Не хотят показывать свои доходы – в акимате Костаная рассказали, как пытаются бороться с теневой политикой перевозчиков

По отчетам терминалов Alem Pay видно, сколько пассажиров в день перевозит каждая компания. Благодаря этой информации перевозчики могут рассчитывать на субсидирование от государства. Однако не все готовы работать по такому принципу…

Не все костанайцы и водители автобусов до сих пор поняли, что для чего в общественном транспорте внедрили электронную систему оплаты. Для пассажиров это, прежде всего, удобно, потому что мы все чаще пользуемся картами. Для перевозчиков же это будет выгодно, потому что они в случае предоставления достоверной информации о пассажиропотоке смогут рассчитывать на субсидирование от государства.

Давайте вспомним: школьники и пенсионеры привыкли ездить в автобусах со скидкой, однако ее предоставляют сами перевозчики, работая себе в убыток. Сколько раз они просили акимат поднять стоимость проездного тарифа? Общественность всегда была против, и власти не допускали роста цен. Тем временем перевозчики выдвигали требования справедливо: растет стоимость топлива и запчастей. На какие средства обслуживать технику? Насчет зарплаты вопрос даже и не поднимали…

Теперь же государство предлагает перевозчикам помощь в виде субсидирования. Однако не все на это согласны. Причина, уверяют в акимате, привычка работать на карман. Это подтверждают данные терминалов.

Для сравнения привели выгрузку всех транзакций в автобусах ТОО “Жарык жол” (маршруты №№ 24, 27) и ТОО “Костанайавтотранс” (маршруты № 13, 2, 7, 112). Последние больше всех бунтуют против валидаторов и в знак протеста не вышли сегодня на линию.

– В “Жарык жоле” ежедневно работают в среднем 21 автобус. Смотрим количество операций, к примеру, за 2 декабря 2020 года, – зачитал руководитель отдела ЖКХ Костаная Наурзбай Мусин. – Безналичная оплата – 945 человек, наличная – 10 494 человека. То есть за день в общем 11 439 пассажиров. Делим это количество на 21 автобус, выходит 544 человека на каждом. Теперь “Костанайавтотранс”, у них тоже 21 автобус. Смотрим: безналичная оплата за 2 декабря – 1 333 человека (это почти на 400 человек больше, чем у ТОО “Жарык жол”), наличная оплата, за нее водитель должен был выдать чек, – 5 человек (!). У “Жарык жола” за сутки почти 11 тыс. пассажиров, за них предприятие заплатило налог 12%. “Костанайавтотранс” же заплатил только за 1445 человек. Вот и вывод. Налоги меньше, а водитель деньги тех, кто оплатил наличными, положил себе в карман. Теневая политика. Мы не можем рассчитать реальные доходы и расходы, посчитать пассажиропоток. Соответственно, не можем и субсидировать такого перевозчика.

В целом, согласно отчетам ТОО Alem Pay, за декабрь 2020 количество транзакций через терминал достигло 1 102 975. То есть именно столько пассажиров проехало в автобусах. Из них наличными заплатили 968 542 человека, транспортными картами – 84 815 человек, банковскими – 47 035, с помощью СМС – 32 тысячи, мобильных приложений – 2 551 человек.

В январе цифры немного поменялись: безнал стал немного популярнее. Это связано с тем, что близилось введение дифтарифа.

– Нас обвиняли в том, что мы выбрали Alem Pay, а не тот же “Онай”, к примеру, – продолжил замакима Костаная Ануарбек Касимов. – Однако мы смотрели все варианты и выбрали наиболее подходящий нам по условиям. Перевозчики за свои средства не смогли бы установить валидаторы, Alem Pay предложил сделать это за свой счет. Перевозчики за это платят постепенно – 7 тенге компания забирает себе с каждой транзакции, а мы это потом компенсируем. К тому же, у Alem Pay есть 7 способов оплаты. Это удобно.

С сентября прошлого года акимат уже платит компенсацию перевозчикам за льготников: теперь каждые 10 и 40 тенге скидки, за пенсионеров и школьников, государство возвращает. На это в 2020 году ушло 65 млн тенге. В этом году планируется на компенсацию затратить 195 млн тенге. Из них 89 млн тенге – возмещение затрат на льготный проезд. Остальное – собственно субсидии.

– У нас есть расчетный тариф, в который включена зарплата водителям, стоимость ремонта автобусов и покупки топлива. У нас это 150 тенге, – отметил Ануарбек Касимов. – Субсидирование – это возмещение за каждого пассажира. Грубо говоря, при предоставлении прозрачных данных, перевозчик может претендовать на доплату в виде 70 тенге за каждого пассажира. Перевозчики в этой ситуации только выигрывают, потому что на некоторых маршрутах они работают либо в ноль, либо в минус.

В Костанае каждый маршрут является социально значимым, поэтому на субсидии могут претендовать все. К слову, такие маршруты освобождаются еще и от уплаты НДС.

В пример всем остальным акимат Костаная приводит как раз перевозчика ТОО “Жарык жол”. Костанайцы на этот маршрут, наверное, не жаловались ни разу. Здесь образцовые водители, которые с 1 ноября приучили пассажиров входить в переднюю дверь. Проблемы поначалу были, но после система стала работать как часы.

– Самое главное для водителей – это зарплата. Мои получают на руки 120 тысяч с учетом переработки. Это очень мало, – высказался директор ТОО “Жарык жол” Виктор Мущинский. – Когда начали вводить электронную систему оплаты, новые правила и заговорили о субсидировании, мы приняли эти условия, потому что это единственный шанс начать зарабатывать больше. Водители этого очень ждут. Я им волшебные слова сказал: выпишу премии, если вольетесь в работу с электронной системой. С марта примерно мы рассчитываем получить от акимата дополнительные средства.

Что касается входа через переднюю дверь. Мущинский полностью согласен с этим правилом. Расплачиваться надо при входе, так как в случае с банковской картой для прохождения транзакции требуется секунд 10. Если денег на карте нет, придет отказ. А как быть, когда пассажир “расплатился” на выходе и быстро выбежал? К слову, с транспортной картой таких задержек нет. Там оплата проходит моментально.

Ануарбек Касимов еще раз подчеркивает: каждое утро валидаторы проверяют специалисты. На линию автобусы выходят с исправными устройствами. Так как они работают только с помощью интернета, оператора Kcell уже сменили на Beeline. Ранее случались неполадки, но теперь связь должна работать лучше.

Бюджет Костаная, начиная с 2020 года, выделяет большие средства на компенсацию. Впереди – субсидирование. Власти, если смотреть с экономической точки зрения, это не выгодно. Однако акимат несет ответственность перед населением и обязан улучшать транспортную инфраструктуру. Также внедрение электронной системы оплаты позволит вывести из тени бизнес перевозок и, в конце концов, следовать идеям программы “Цифровой Казахстан”.

Дифтариф начнет действовать уже завтра, 9 февраля. С этого дня начнется отчетный период для субсидирования.

Будет ли работать перевозчик ТОО “Костанайавтотранс”, пока неизвестно. С ним акимат до сих пор ведет переговоры. Если не срастется, то грядет новый тендер.

Татьяна НАЗАРУК

Фото Нуржана СМАИЛОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77