Костанай и костанайцы

«Ничто не заменит красную пятерку»

Батима Абдрахманова прошла педагогический путь длиной почти в полвека

Во все времена школьники замирают, услышав свою фамилию, когда нужно отвечать у доски. И, похоже, это единственное, что неизменно по сей день в образовательной среде. От знаменитой советской школы остались только основы. Методика преподавания и подходы к обучению меняются, а вместе с ними другими стали и сами педагоги, и дети.

В преддверии профессионального праздника «НК» поговорил с учителем высшей категории Батимой Абдрахмановой, которая была частью системы на протяжении почти полувека. Она работала на разных должностях: учителем начальных классов, преподавателем русского языка и литературы, руководителем школы.

От преподавателя до директора

– Батима Мукановна, почему вы решили посвятить себя педагогике и детям?

– В 60-е годы, когда я училась в школе, особого выбора профессий не было. Девочки обычно шли в торговлю, медицину и педагогику. Мама говорила, что я всегда играла с детьми во дворе «в школу». Позже меня вдохновила наша соседка, она приезжала на каникулы из педучилища в черном платье с белым воротничком. Ее образ был идеальным, на нее хотелось равняться. Первого сентября 1973 года началась моя педагогическая деятельность. Я была учителем начальных классов в одной из деревень Денисовского района. Затем заочно окончила Целиноградский пединститут, стала преподавать русский язык и литературу в Москалевской школе Семиозерного района (ныне Аулиекольский). Здесь я проработала 10 лет и выпустила свой первый класс. Дальше меня перевели в Сулукольскую школу в том же районе, там я была директором и учителем на протяжении 15 лет. Во время перестройки переехали с семьей в Костанай. Четыре года отработала завучем в СШ №18, с 2001-го – директор СШ №8, откуда и ушла на пенсию. На моем пути встречались очень опытные коллективы, уже зрелые, состоявшиеся учителя советской закалки. Я шла с ними бок о бок, другой профессии у меня не было. Даже во время перестройки, когда можно было уйти в бизнес, у меня и мысли не возникало, чтобы бросить школу.

– О вас можно судить по вашим выпускникам? Вы поддерживаете с ними связь?

– Мои дети никогда не подводили меня как учителя, выросли и стали достойными людьми. Первым выпускам уже по 55 лет. Это ребята из Москалевки, мы общаемся до сих пор, поздравляем друг друга с праздниками. Недавно, кстати, был день рождения у одного из моих учеников, который уехал в Германию. Ко мне обратилась его дочь, попросила записать поздравление. Я к делу подошла креативно, пошла в восьмую школу и сняла там ролик-урок из прошлого. Смотрели и плакали всем классом. Все мои дети дороги для меня, а они очень тепло относятся ко мне.

Авторитет учителя

– Сегодня ситуация в учительско-ученических отношениях изменилась. Учитель потерял авторитет. Почему это произошло, и что делать, чтобы его вернуть?

– К сожалению, это так. В советское время, когда я начинала работать, мне было всего 19 лет и, несмотря на возраст, ко мне относились почтительно. Чтобы педагога уважали, он должен обладать глубокими знаниями, отвечать на любые вопросы, быть профессионалом своего дела, от такого и справедливые оценки не обидно получать. Конечно, сейчас за любую «двойку» к тебе прибегут родители и начнут выяснять отношения, а раньше слово учителя было законом. Но знаете, когда ребенок видит, что преподавателя не уважают родители, он сам перестанет это делать. Никогда не обсуждайте учителя за кухонным столом. Вы не должны оценивать его действия, так как сами не были в его шкуре и ситуацию знаете лишь со слов ребенка, а она может быть не точной. У родителя и учителя одна цель – воспитать умного и грамотного человека, противостояния быть не должно. Школа без родителей сама ничего не сможет сделать, но от учителя зависит многое, его нужно уважать, хотя бы за то, что он иногда проводит с вашим ребенком даже больше времени, чем вы сами.

– Несмотря на то, что государство всеми силами старается повысить уровень престижа профессии, педагогика для молодежи остается «проходным» билетом. Не набрал на ЕНТ достаточно баллов, пошел поступать в пед, да еще и на грант взяли. Выпускников куча, а состоявшихся учителей среди них ничтожно мало. Откуда тогда взяться настоящим педагогам?

– Это произошло после введения ЕНТ. Те, кто набирали большие баллы, шли на юристов, экономистов, а выпускникам с посредственными результатами стало легче пойти в учителя. В советское время все было наоборот, учителями становились только отличники и активисты. Но могу сказать, что неуверенность в своих знаниях не даст человеку без призвания долго продержаться в школе. К тому же сейчас вырос пороговый балл для поступающих на педагогические специальности. За хороших учителей нужно бороться, создавать для них условия, многим из них, особенно знающим английский язык, проще стюардессами летать и много зарабатывать, чем стоять у доски за низкую заработную плату.

Современная система

– Батима Мукановна, как по вашему, на каком уровне сегодня в стране находится среднее образование?

– В целом, оно отвечает запросам общества, но хотелось бы, чтобы уровень был выше. Есть дети, которые занимают ведущие места в разнообразных конкурсах, отличаются на мировом уровне, этим можно гордиться, но это же не все. Основную часть необходимо подтягивать. Прежде всего – научить добывать знания и гордиться тем, что знаешь.

– Как вы оцениваете нынешние методы обучения, систему оценки знаний?

– Я работала учителем и в советское время, и в настоящее. Разница есть во всем: в детях, в методике преподавания, в самом содержании и в форме преподнесения. И это неизбежно, ведь каждое новое общество стремится к лучшему, даже знаменитая советская система должна была измениться. Нынешнее поколение учится по учебникам, которые все чаще ругают. Но знаете, если мы хотим, чтобы дети нашли свое место в современном мире, знания должны быть ему под стать. Закон Ньютона никто не перепишет, но информацию школьники сегодня усваивают по-другому, не так как 40 лет назад. Да, есть в учебниках недоработки, но все-таки основное содержание соответствует духу времени. Преподносят информацию детям креативно, интересно, некоторым учителям советской закалки такое чуждо. Но сейчас так надо. Три кита, на которых стоит вся система: на уроке чтения – нужно читать, на математике – считать, на уроке русского языка – писать. Все это есть в современном мире, но говорить стали меньше. Это плохо. Все больше контрольных заданий дети выполняют в виде тестирования, но такой метод не научит анализировать, беседовать, сравнивать. С сегодняшней оценкой знаний я не согласна. В дневниках должны быть настоящие оценки, никакие баллы, «хорошо», «плохо» или «усвоено» не заменят красную пятерку.

– Значит время воспитания по Василию Сухомлинскому и Антону Макаренко ушло?

– Я всю жизнь работала по их наставлению: «Все лучшее детям». Думаю, и сейчас этот принцип живет, у наших детей есть все: отремонтированные теплые школы, современная материально-техническая база, возможность учиться в любом учебном заведении, даже учителей сегодня выбирают. Раньше такого многообразия и выбора у нас не было.

Полина ШКАРУБО
Фото автора и из архива Батимы АБДРАХМАНОВОЙ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77