Будет дом временным или постоянным, не столь важно. Главное – найти свой угол хотя бы на старости лет
66-летний Минназир Телемисов попал в редакцию «НК» случайно. Говорит, обивал пороги госучреждений, потом пошел к представителям НПО, затем – к волонтерам, которые и отправили пенсионера к журналистам. А вдруг те помогут?
Кого вы представили, прочитав, что наш герой бездомный? Наверняка воображение нарисовало осунувшегося старика в грязной рваной куртке, от которого обязательно разит перегаром…
Стоп, если он совсем потерял себя, как тогда догадался обратиться за помощью к чиновникам? Типичные бездомные на конкретные дела, как правило, время не тратят. Они предпочитают попрошайничать и греться где-нибудь на теплотрассах.
Наш герой не такой. Мы и сами удивились. С порога Минназир Телемисов заявил: «Я прошел медкомиссию, хоть сейчас в дом престарелых с документами готов». Удостоверение личности, банковская карта и даже мобильный телефон – все при нем имеется.
– Зовите меня просто Назир, так проще, – предваряет свою историю мужчина. – Когда я родился, у меня было девять братьев и сестер. Все они год – два жили и умирали. Я был самый младший, девятый. Один и остался.
Назир родом из Щучинска Акмолинской области. Отец – фронтовик, участник двух войн, мать – труженица тыла. Оба давно умерли, оставив сыну дом. Но его мужчина не сберег: в 18 лет попал в тюрьму. За жильем присматривала тетя, пускала туда квартирантов. Они жилье в конце 90-х и спалили.
Вернулся после освобождения Назир в никуда, но не опустился, работал и снимал жилье.
– У меня две судимости, – коротко и без подробностей, будто бы стесняясь, говорит собеседник. – Но на зоне я зря время не терял: выучился на помощника машиниста, получил удостоверение крановщика, еще как плотник могу работать. Вышел и сразу устроился на работу.
Трудился Минназир Телемисов, судя по нынешней пенсии, неофициально. Не смог подтвердить стаж, вот ему и назначили базовую – 18,5 тыс. тенге в месяц.
– А семья была у вас? Дети? – спрашиваем.
– Была у меня гражданская жена. Мы уже хотели расписываться, но ее на четвертом месяце беременности положили на сохранение в гинекологию. Там и умертвили… – опускает глаза Назир. – Ее неправильно лечили, сердце остановилось.
Еще двадцать лет назад мужчина снимал дом: жил там бесплатно, а взамен делал ремонт. Но случайный пожар унес все.
– Последние годы я скитался. Где подрабатывал, там и жил. Не знаю, сколько мне осталось, но жизнь идет к концу. На работу уже не берут из-за возраста, хотя я не отказываюсь, – говорит собеседник.
Недавно мужчина вернулся из Костанайского района: его туда позвали работать в частное хозяйство. Нашли ему даже небольшой домик с отоплением. Но затем у предпринимателя возникли трудности. Назир вернулся в Костанай.
На два месяца ему получилось устроиться в Центр ресоциализации, а потом снова улица. Сейчас мужчина коротает холодные ночи в ночлежке по ул. Кобланды Батыра, а днем просто скитается… Перебивается случайными подработками на Складской. Когда их нет, идет на Центральный рынок, где собираются такие же бездомные. Там по субботам Церковь Жатвы раздает горячую еду. Этим и спасается.
– Два месяца я пробыл в Центре адаптации, думал, за это время меня направят в интернат, но там все занято, – подытожил Назир. – Рудненский дом престарелых на ремонте, карабалыкский сгорел.
В управлении координации занятости и социальных программ нам рассказали, что в свое время они устроили Минназира Телемисова в Центр ресоциализации, и он мог оставаться здесь на срок до года, однако мужчина указал в заявлении лишь два месяца. Может, действительно понадеялся, что поедет в интернат?
– К сожалению, мест пока нигде нет. Мы попросили его ждать. Если в Центре ресоциализации снова освободится место, мы ему сообщим, – рассказала руководитель отдела координации деятельности социальных учреждений Майдашаш Жумагали.
Более подробно о работе домов престарелых читайте в ближайших номерах «НК».
Татьяна НАЗАРУК
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77