В ритме города

Новый город вытесняет старый: Рассказываем о костанайцах, живущих в окружении многоэтажек и стройки

В последние годы в Костанае появилось много участков с точечной застройкой. Строительные организации выкупают частные дома, а на их месте возводят высотки

Есть и целые микрорайоны с вкраплением одноэтажных построек. А все потому, что некоторые костанайцы не согласны покидать свои жилища.

Корреспонденты «НК» поговорили с некоторыми из них и спросили, почему люди не продали свои участки и как им теперь живется под обзором соседей сверху.

«Жана кала»

Для начала мы заглянули в микрорайон в границах улиц Л.Беды, Алтынсарина, проспекта Абая и лога.
«Жана кала» в районе Наримановского рынка начали строить еще в 2007 году. До недавнего времени территория застройки ограничивалась улицей Фролова, но пару лет назад стало понятно, что микрорайон станет еще больше, в стороне лога появятся новые дома.

Стоит отметить, что микрорайон не относится к точечной застройке, строительство здесь называется комплексным, потому что для этих целей выкуплен квартал. Однако нашлись люди, которые по сегодняшний день не покинули свои частные дома.

Среди трех краснокирпичных многоэтажек на пересечении улиц Фролова и Островского затесались четыре одноэтажных дома. Наше внимание привлек один из них с огромной елью у забора. С другой стороны участок подпирает девятиэтажка, кажется, до нее из огорода можно дотянуться рукой. Знакомимся с хозяином – Виктор Рябенко.

– Я здесь ведрами окурки собирал после зимы, летом умудряются бросать кожуру от арбузов, – говорит мужчина, указывая на грядку с клубникой. – Нам застройщик ТОО «БК-Строй» уже ничего больше не предлагает, бросили нас, живем и мучаемся.

Дом № 20 по улице Островского был в собственности тещи Виктора, именно с ней застройщик пытался решить вопрос о выкупе участка и дома, но договориться так и не удалось.

– Мы били тревогу, просили: снесите нас, дайте только двухкомнатную квартиру, равноценную нашей площади, и доплату, а они не соглашались. Говорили, что мы просим больше положенного. Мамочка умерла, так и не увидела новой квартиры. Теперь я продаю дом за гроши, потому что надо уехать, – присоединилась к разговору Тамара Рябенко. – Мы и в акимат ходили, когда мама еще была жива, просили помочь решить вопрос, в итоге пришла отписка, что решение по нашей ситуации принимает ТОО «БК-Строй». А застройщик в итоге нам сказал, что из-за четырех оставшихся домов, компания поменяла проект детальной планировки и строить на этой территории теперь ничего не будет.

Кстати, юристы отдела земельных отношений акимата Костаная отмечают, что решения вопросов по участкам между частниками и застройщиками – коммерческие, акимат не имеет права их как-то регулировать, хоть и территориально земля находится в границах города.

– Застройщик выкупает частные участки и становится их хозяином, но прежде чем начать строительство на земле, необходимо получить разрешение, составить ПДП и ПСД, пройти разные процедуры, чтобы все это было законно и по нормам, – сообщили в ведомстве.

У ТОО «БК-Строй» эти документы имеются, они переданы в отдел архитектуры. По второй очереди «Жана кала» ПДП тоже разработали. Дома на территории от улицы Фролова до лога также выкупают, на данный момент их осталось около пяти.

Например, свой участок и жилье в этой части микрорайона не хочет менять на квартиру Алексей Редькин. Его дом № 86 по ул. Алтынсарина – это и точка бизнеса, мужчина занимается изготовлением памятников и надгробий.

– Как я буду заниматься бизнесом в квартире? Я бы и сам ее купил, если бы она была мне нужна. Для меня важен дом на земле. Об этом я говорил ТОО «БК-Строй», мол, постройте мне домик в этом же районе, чтобы меня никто в будущем не трогал и не хотел подвинуть. Они говорят – нет. Ну мне то что! Это же они пришли ко мне просить, а не я, поэтому буду жить как жил. Я тут с 2000 года проживаю, пять соток земли, все устраивает. А то что «БК-строй» начал подготавливать территорию для стройки, так мне даже нравится. Раньше тут были заросли и помойка, люди в лог бросали, что попало, наркоманы и алкаши – завсегдатаи в кустах, я их гонял, а теперь все меняется, – поделился Алексей Редькин.

Директор ТОО «БК-Строй» Валерий Полешко говорит, что с несогласными ведут переговоры, но когда их запросы нереальны – оставляют дома на территории стройки.

– Помню, в первой очереди «Жана кала» один из собственников запрашивал 300 тысяч долларов за участок. Тогда мы сократили два подъезда у нашего дома, а частника оставили на месте. Кто-то хотел две квартиры в Нур-Султане, ну извините… Проект застройки немного меняли, отодвинулись от этих домов и застроились. Это право людей, соглашаться или нет. Где-то в Китае, среди мегаполиса, собственник оставил свою лачужку, вроде бы святое место, и никто его не трогает. Также у нас, заставлять и выселять насильно никто не будет, – уверил Полешко.

Пушкина – Бородина

В прошлом году здесь на месте частного сектора возвели «ЖК Пушкин» – двухэтажный коттедж на несколько квартир, рядом ИП «Айткужинов» ведет строительство девятиэтажки. А прямо посередине двух объектов стоит частный дом, который имеет адрес: улица Пушкина, 98. Его владелица Татьяна Иванова отмечает, что соседство со стройкой ей не мешает.

– Мы здесь живем 22 года, в прошлом году новый дом отстроили. В принципе, могли бы продать, если бы нам предложили достойную сумму, а пока что только равноценную обещают. Смысл мне съезжать из центра, где у меня в шаговой доступности – больница, парк Победы, Центральный рынок. У меня тут огород, 5 соток земли. Я застройщика понимаю, ему нужно подешевле купить, а нам подороже продать. Ведь если переезжать, то только в лучшие условия, – считает женщина.

По словам Татьяны, бизнесмену все же удалось выкупить здесь семь домов, соседи разъехались, некоторые жалеют об этом.

– Одна из соседок плачет, что поселилась на окраине. Ну кто же заставлял! А я спокойно продолжаю жить в родном доме, перспектива многоэтажки под боком не пугает, у меня одна уже есть по улице Пушкина, 145. Я даже бассейн ставила летом во дворе и ничего страшного, – рассуждает Татьяна Иванова.

Но возведение высотки еще не начали, представитель ИП «Айткужинов» рассказал, что недавно завершился процесс покупки земли. Так что пока Татьяна Иванова живет в тишине.

Сьянова – Тәуелсіздік

Период активной застройки завершился и в этой части города. ИП «Несембаев» возвел несколько многоэтажек, прежде освободив землю от частных домов. Весь квартал там вряд ли удастся выкупить, в основном застройка здесь представлена коттеджами, приобретать их будет невыгодно. Но наше внимание привлек дом под номером 19 по ул. Тәуелсіздік, на этой стороне он остался один. На оранжевом заборе, которым акимат прикрыл частный сектор, висит объявление о продаже. Интересно, пытался ли выкупить этот дом застройщик?

– Он к нам обращался как-то раз, после того как уже построил новые дома. Говорит, может мне вас выкупить? Я не против была, он спросил, сколько я хочу денег за дом, цену услышал и стал отнекиваться. А я ему: «А вы в своем доме в черновой отделке почем продаете двушку?». Мужчина сказал, что подойдет ко мне позже, но так и не вернулся, как вы понимаете, – говорит Ирина Калишенко. – Я продаю дом, потому что уже возраст, тяжело одной тут жить. Отопление печное, приходится таскать уголь и дрова, не в моем возрасте такие функции выполнять. Хотя труба газовая проходит мимо дома, но средств на подключение нет.

Кто знает, хорошо это или плохо, когда на месте ветхих и не только частных домов вырастают красивые многоэтажные дома. С одной стороны высотки присущи городу, людей тут может поселиться намного больше. С другой – бросать насиженное годами место всегда трудно. Родное жилище, в которое ты вкладывал свои силы и любовь, иногда не окупят и десятки квартир.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77