Костанай и костанайцы Культура

Новый режиссер русского драмтеатра – о переезде в Казахстан, премии «Золотая маска» и творческих взглядах

Напомним, что Эдуард Шахов недавно перебрался в Костанай из Абакана (Хакасия, Россия)

Именно Эдуард Шахов в октябре прошлого года занял вакантное с сентября 2021 года место художественного руководителя театра. «НК» встретился с режиссером в преддверии его первой премьеры.

Интервью состоялось в кабинете нашего героя. Посреди творческого беспорядка на рабочем столе особое место отведено книгам.

– Что читаете?

– Это «Большая книга актерского мастерства». Какое издание тут еще может быть? (смеется). Дело в том, что у нас начинался совместный проект с полицией. Хотели заниматься с ними сценической речью и актерским мастерством, чтобы помочь раскрепоститься в работе с гражданами. У меня до этого была подобная практика, поэтому захотелось внедрить нечто подобное и в Костанае. Пока не получилось организовать занятия на постоянной основе из-за нехватки времени полицейских – служба. Думаю, потом вернемся к этому.

Новая глава

– Как вы узнали о Костанайском областном русском драматическом театре? Ведь раньше у вас не было совместных работ.

– Прошлый главный режиссер Дина Жумабаева (занимала эту должность с 2019 по 2021 годы – прим. ред.) вышла на меня и предложила что-нибудь поставить в театре. Я согласился, мы были на связи с Диной и директором Юрием Ивлевым, планировали спектакль на весну 2022 года. Но все изменилось. Когда я ушел со своей основной работы, республиканского драмтеатра имени М. Ю. Лермонтова в Абакане, то сказал Юрию Ивановичу, что я могу не только поставить спектакль, но и занять вакантное место главного режиссера. Так я оказался здесь.

– Театр жил без главного режиссера почти полтора года. Можно так существовать без ведущего творческого вдохновителя?

– Такое случается. В некоторых театрах бывает и намного дольше. Директора современных театров берут на себя обязанности суперменеджеров, которые в отсутствие художественного руководителя выполняют некоторые его обязанности, а постановочную сторону они восполняют, сотрудничая с приглашенными режиссерами. Это намного затратнее, чем содержать одного главного режиссера. Тем более на работу со сторонними постановщиками не выделяются средства из госбюджета. Такая ситуация и в России, и в Казахстане. Все-таки сейчас времена не самые тучные. Как выход – директора стараются использовать зарплату главного режиссера для приглашенных.

– Хорошо ли для театра, когда работает гость-постановщик? В нашем драмтеатре такая практика стала более частой лишь последние годы.

– Думаю, театр от этого только развивается, потому они вносят в репертуар непохожие стили и технологии. Спектакли получаются разные.

– На ваш взгляд, какова роль художественного руководителя?

– Приглашенные режиссеры приезжают на месяц-полтора. Выполняют свою работу и уезжают. А каждодневная текущая работа ложится на плечи главного режиссера. Он думает и заботится о труппе. Смотрит, как у него развиваются артисты. Есть молодые актеры, которые должны набираться опыта, а это можно сделать только на репетициях. К тому же, когда приезжает новый постановщик, художественный руководитель может посоветовать взять артиста на определенную роль. Ведь приглашенный режиссер знает актеров только по фотографиям на сайте, а я могу показать, объяснить, что представляет собой определенный артист.

– Что скажите о наших актерах? Кого отметите?

– Мне и театру повезло, что здесь есть очень хорошая ведущая актриса Юлия Кудряшова (Дюсебаева). Мне пока не удалось поработать с ней, но я вижу, что она очень сильная как профессионал. А когда у режиссера есть хороший актерский материал, он может браться за более сложную драматургию, зная, что артисты осилят глубокий сюжет. Пока я успел поработать лишь с актерами, которые задействованы в новой постановке «Пока она умирала».

Я был поражен Любовью Ивановной Ромадиной, что она смогла выучить большой объем текста, находясь на протяжении всего спектакля на одном месте, – в инвалидной коляске. Дело в том, что артисты зачастую запоминают текст, когда ходят ногами за счет мизансцен. А тут другое! Приятно удивила и Ольга Муляк, играет дочь, старую деву. Все хорошо делает, хотя на первых репетициях была слегка неуверенна. Она была задействована и в спектакле «Руки у нас холодные» по Чехову, сейчас работает в постановке «Невольницы» по Островскому. У нее все должно получиться. Мужскую роль исполняет Виталий Одинец. Для него это интересная работа, потому что роль на сопротивление, то есть те задачи, под которые он вроде бы не подходит внешне и по темпераменту. Задействована и молодая актриса Мария Миролюбова, тоже молодец.

– Расскажите про премьеру.

– Юрий Иванович попросил поставить что-нибудь легкое, потому что в этом сезоне как-то пошел уклон в тяжелую драматургию. Название «Пока она умирала», вроде бы как не предполагает веселья и озорства, но это только на первый взгляд. События происходят в канун Нового года. Автором пьесы является Надежда Птушкина, в советское время ее произведения ставили во всех театрах. Сейчас время прошло, немного позабылось, но, как говорится, все новое – хорошо забытое старое. Приходите и убедитесь сами! Премьерные показы пройдут 24, 25 и 26 февраля.

Опыт и планы

– В 2018 году вы были номинированы на «Золотую маску». Расскажите об этом.

– Руководитель одного театра предложила поставить пьесу казахского автора Олжаса Жанайдарова «Магазин». Очень тяжелое произведение, основанное на реальных событиях, затрагивает темы рабства, сексуального насилия. Когда я прочел пьесу, она меня очень зацепила. Но сложность состояла в том, что это был, безусловно, страшный текст, а значит, ставить его нужно за счет условных средств, иначе постановка не будет восприниматься зрителем. Я решил поставить его за счет пластики. Хотя мы видели, что спектакль удался, все равно не ожидали получить номинацию. Когда все стало известно, я понимал, что точно не получу награду как режиссер, потому что среди конкурентов были одни мэтры. Но надеялся, что «Золотыми масками» отметят актерские работы, девочки очень мощно сыграли. Они настолько вживались в роли, так мучили друг друга, что в конце каждого спектакля обнимались и плакали, как бы прося прощения друг у друга. Но в тот год под домашним арестом сидел руководитель московского театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебрянников, и чтобы поддержать его, критики отмечали его спектакли. Лучшую женскую роль получила Алла Демидова за работу в его спектакле «Ахматова. Поэма без героя».

– Интересно, что к «Золотой маске» подошли благодаря пьесе казахского автора. Помимо этого, был еще подобный опыт?

– Да, у меня есть спектакль «Медея-материал», который я привозил на фестиваль в Астану.

– У вас очень разножанровый репертуар: детские спектакли, комедии, драмы, мюзиклы. Что вам ближе?

– Я люблю работать с серьезными глубокими материалами. Все остальное мне малоинтересно, но другое дело, что в театре нельзя ставить только тяжелые постановки. Зритель хочет разнообразия, поэтому могу работать с разными пьесами. Кстати, некоторые детские спектакли я не только ставил, но и писал к ним сценарии.

Интерпретации и европейский театр

– В вашем репертуаре есть современный взгляд на классику, например, «DJ Чехов» как переосмысление пьесы «Три сестры». Почему театрам нужен новый взгляд?

– Пьесы Горького, Чехова были современны в то время. Ставить их в том неизменном виде сейчас глупо. Прошло много лет, все изменилось. В каждой постановке должен быть отражен сегодняшний день. Театр – это не музей, здесь нет места пыльным костюмам. Театр может быть внешне похож на традиционный, но внутри должны быть современные взгляды. Любой хороший режиссер будет делать современно, не потому что это его прихоть, а потому что к этому приведет его талант. Бесталанные делают очень клишированные постановки.

– В каком ключе вы планируете развиваться?

– Мне близка эстетика европейских театров. Те же «Магазин», «Медея-материал» похожи по форме и содержанию. Я фанат немецкого театра. Убежден, что здесь лучшие театры мира. А все потому, что там большая творческая свобода. Театры у них очень концептуальные. Это креативно, смело, а главное, современно.

– Какие постановки европейских авторов можете посоветовать к ознакомлению?

– «Три сестры» Сьюзан Кеннеди, «Дядя Ваня» Люка Персеваля, шедевр Михаэля Тальхаймера «Тартюф» или «Эмилия Галотти». Советую ознакомиться со статьей afisha.ru «20 великих спектаклей последних 40 лет». Обязательно почерпнете для себя что-то полезное.

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77