Костанай и костанайцы Культура

О времена! О нравы! – почему костанайцы стали больше интересоваться культурной жизнью города?

Полные аншлаги, частые премьеры и регулярные гастроли именитых театров и коллективов. Сейчас это уже не редкость, а привычное явление для жителей областного центра. Но когда культурная жизнь нашего города успела стать такой разнообразной, а почти каждый концерт или спектакль собирать полные залы?

ПОСТПАНДЕМИЙНАЯ ЭРА

На этот вопрос натолкнули наши подписчики в Инстаграме. Регулярно под афишами или новостями об очередной премьере читатели пишут, что культурная жизнь в Костанае стала похожа на калейдоскоп: насыщенная, яркая и многогранная. Сейчас важные события, которые происходят за один месяц, раньше были распределены на целый год!

Посудите сами, только в ноябре в городе состоялись премьеры в каждом театре, причем один из спектаклей ставили выпускники ГИТИСа! Появился первый частный театр «Таған», открылись сразу три выставки местных художников в галерее при областном музее, состоялся 23-й фестиваль JAZZ BOMOND, с костанайскими зрителями провел встречу знаменитый драматург из Москвы Юрий Поляков. И это мы назвали лишь самые значимые события. Без преувеличения сейчас можно проводить каждый вечер интересно, главное – желание.

Эти изменения в культурной жизни нашего города происходили настолько плавно и поэтапно, что сложно выявить, когда случился именно тот самый бум.

Первая мысль – пандемия. Когда она наконец закончилась, люди массово стали ходить на спектакли, концерты, а не проводить вечера дома за гаджетами. Или все же этот процесс был запущен раньше?

Мы решили узнать мнение члена худсовета русского драмтеатра и редактора областной радиостанции «КН» Людмилы Должанской. Она поделилась, что посещает культурные мероприятия всю сознательную жизнь. И даже когда собирается поехать в другой город, то первым делом изучает афишу, чтобы запланировать культурную программу.

– По личным ощущениям в Костанае нет проблемы с наполняемостью залов уже последние лет пять-десять. Стабильно на три-четыре дня премьеры билетов никогда не достать. И это было еще до пандемии. Безусловно, по окончании локдауна произошел какой-то новый всплеск. Было видно, что люди посещали театры и концерты с большим желанием. Они соскучились по культурным мероприятиям, – отмечает собеседница.

Но если этот интерес зрителей резко возрос после пандемии, то возможно, что через пару лет костанайцы удовлетворят двухлетний голод и перестанут посещать культурные дома?

– Культурой невозможно увлекаться. Если человек любит искусство, живопись, музыку, он всегда ищет возможность прикоснуться к этому. Не думаю, что сейчас какой-то бум, а позже станет снова тихо. Подрастают молодые зрители, приезжают новые студенты в город. Они тоже хотят ходить и в театры, и в кино, – рассуждает Должанская.

МОЛОДЕЖЬ И КУЛЬТУРА

Еще пять лет назад в умах костанайцев существовал стереотипный образ посетителей филармоний или театров. Многие ошибочно полагали, что концерты и спектакли ходят смотреть только люди старшего поколения и обязательно интеллигентной профессии: педагоги, медики, художники или поэты.

Если вы были в театре последние пару лет, то заметили, насколько разношерстная нынче публика. Все чаще можно увидеть парочки. Например, раньше на свидания ходили в кино, а сейчас молодые люди отдают предпочтение театрам.

Не полагаясь только на свои наблюдения, мы решили провести опрос среди наших подписчиков в Инстаграме.

В нем приняли участие 407 человек в возрасте от 14 до 35 лет (а именно такими рамками в Казахстане определяют молодежь).

Первая половина из них призналась, что не посещает подобные мероприятия. Вторая же половина любителей культурной жизни нашего города рассказала, как часто ходит на концерты, выставки и спектакли. Большая часть выбрала вариант «реже, чем раз в полгода», остальные голоса поделились практически поровну между «раз в пару месяцев» и «чаще, чем раз в месяц». Подписчики отметили, что выбирают театр и концерты. Некоторые рассказали, почему останавливаются на этом способе времяпрепровождения.

– Мне кажется, что каждый спектакль или концерт – это нечто уникальное. Если фильм записан на пленку, и каждый новый показ абсолютно ничем не будет отличаться от предыдущего, то действия на сцене происходят вживую. Для зрителей играют не роботы, а люди. У них есть свои эмоции, определенное настроение. Так, как они сыграли сегодня, не повторится больше никогда. Это осознание, честно говоря, приводит меня в восторг, – говорит 22-летний Алексей Романенко.

Парень признался, что его родители были увлечены культурой и регулярно выводили в свет маленького Лешу. Концерты и спектакли мальчик посещал не реже, чем раз в месяц.

– Я люблю кукольный театр, в детстве меня часто водили туда. Помню, он тогда еще ютился в одном здании с русским драмтеатром. Чтобы выразить мою искреннюю любовь к театру, поделюсь одним фактом. Свое 15-летие я отметил в русском драмтеатре! Решил пригласить близких друзей на мистическую постановку, где главную роль исполнял нынешний депутат гормаслихата Евгений Сотников. Товарищи, далекие от театрального искусства, потом поблагодарили меня за прекрасный вечер, – говорит наш читатель.

18-летняя студентка колледжа бытсервиса Анастасия Лесникова рассказывает, что увлеклась культурой несколько лет назад.

– Я поняла ценность таких мероприятий. Их нельзя поставить на паузу или перемотать. Ты находишься в моменте, это так помогает отвлечься от информационного шума и гаджетов, – делится мнением Анастасия.

Девушка также замечает, если раньше встретить ровесников во время антракта или до концерта было довольно проблематично, то сейчас значительную часть зала занимает молодежь.

А Людмила Должанская считает, что любовь к искусству зависит не от поколения, а от человека.

– Молодые люди более подвижные, заинтересованные, поэтому и посещают такие мероприятия. В целом, я считаю, что утверждения о том, что современная молодежь бескультурная – это стереотип. Есть разные люди. Нельзя обобщать, исходя из определенного поколения. Есть и взрослые, которые ни разу не были в филармонии, – делает акцент собеседница.

РОЛЬ ИНТЕРНЕТА И СОЦСЕТЕЙ

Многие ругают интернет и гаджеты за их негативное воздействие на нашу психику, формирование клипового мышления у молодежи. Но стоит отдать должное, что с развитием Всемирной паутины, информация стала более доступной и оперативной. Это касается новостей, общения с близкими и технологий.

Вспомните, каким трудоемким был процесс покупки билетов лет десять назад. Требовалось личное присутствие на кассе. А чтобы узнать афишу, приходилось звонить в организацию, подолгу ждать ответа и быстро фиксировать информацию на листочке.
С появлением онлайн-сервисов купить билет стало проще. Можно и афишу посмотреть, и свободные места проверить, и сразу оплатить. У этого явления только один минус – быстро заканчиваются свободные места. Если вы хотите посетить премьеру, то задуматься о покупке билетов стоит за неделю, а то и две.

У каждого дома культуры в наше время есть страничка в социальных сетях, где преданные ценители могут прочитать о предстоящих планах, узнать больше об артистах.

– На данный момент у нас почти 8 тысяч подписчиков в Инстаграме, что больше, чем у всех других учреждениях культуры в области. Профиль был создан в 2016 году, с тех пор мы публикуем информацию о наших успехах на международных фестивалях, информируем о премьерах и приглашаем заглянуть за кулисы, – говорит директор областного русского драмтеатра Юрий Ивлев.

Безусловно, спрос рождает предложения. Но когда предложения становятся более яркими и удобными, то и спрос увеличивается. Все-таки цифровизация сыграла определенную роль в развитии культуры в нашем городе. Сходив на новую постановку или концерт, люди тут же делятся впечатлениями в сторис или пишут пост. И тут начинается цепная реакция друзей и знакомых: «Я тоже туда хочу!» Стать причастным к культурной жизни за последние годы стало намного проще, у людей появляется интерес. А это не может не радовать

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77