Социум

Перевозчики Костаная заявляют, что не могут приобрести новые автобусы из-за разногласий с отделом ЖКХ

Компании нуждаются в продлении договоров, однако госорган согласен это сделать только при определенных условиях, невыгодных для первой стороны

Проблему обсудили на заседании Комитета по вопросам транспорта при Региональной палате предпринимателей. Заместитель директора по финансовым вопросам ТОО “TTS” Ирина Лавриченко напомнила, что в 2021 году перевозчики опробовали новые автобусы SAZ LE60 производства завода “СарыаркаАвтоПром” и оформили их в лизинг. Это первая ласточка, первый опыт, однако и здесь есть проблемы, передает ИА “ТоболИнфо”.

Компании за счет субсидий погашают кредит, а все документы оформлены на СПК “Тобол”. Иными словами – перевозчики платят за автобусы, которые до сих пор им не принадлежат.

– У нас нет ни договора аренды, ни собственности. Все страховые полисы и техпаспорта оформлены на СПК “Тобол”. По истечению срока сублизинга не факт, что эти автобусы останутся в Костанае, – обращает внимание Лавриченко.

Директор ТОО «Жарык Жол 1» Виктор Мущинский рассказал, что по условиям тендера он должен заниматься обновлением автопарка. В противном случае обслуживать городские маршруты перевозчик не сможет. Однако предпринимателю не дают кредит в банке, потому что акимат не продлевает с ним договор.

– До истечения действующего договора осталось три месяца. А банк у меня требует документ о том, что я буду работать в течение срока кредитования, то есть 7 лет. Из-за этого мне не дают кредит, а я уже уплатил часть первоначального взноса на завод – 40 млн тенге, чтобы для меня начали делать автобус, – отмечает Мущинский. – Кредит мне не дают, автобусы я приобрести должен, но как?

Перевозчик считает, что в таких обстоятельствах государство должно войти в положение и продлить договор с компаниями.

– В отделе ЖКХ мне доказывают, что этого сделать нельзя, но в договоре сказано, что мы можем заключить дополнительное соглашение, подписать его и жить дальше. Если договор не будет продлен, я свои автобусы отдам в СПК “Тобол” и пусть работают сами. Почему нельзя перезаключить договор иди сделать допсоглашение на 7 лет? Я же риск беру на себя, кредит в полмиллиарда. Это же не просто так. Как я буду 7 миллионов каждый месяц выплачивать в течение 7 лет?

Заведующий сектором пассажирских перевозок отдела ЖКХ Костаная Нурдаулет Бейсенов пояснил, что в законе есть таблица, на основании которой высчитывается процент обновления автобусов и осуществляется пролонгация до 10 лет.

– Перевозчики уже приобрели новые автобусы, но этот процент не достаточен. В этом году планируется покупка еще 54 единиц транспорта. Чтобы осуществить пролонгацию, надо достичь определенного уровня обновления техники, тогда мы сможем продлить договоры, – объяснил Бейсенов. – Сейчас готовится конкурс по организации перевозок, компании могут в нем участвовать и в случае победы дальше работать.

Споры двух сторон на заседании в итоге ни к чему не привели. Как видно по ситуации, она представляет собой замкнутый круг.

– Предприниматели говорят, что ваши условия не исполнимы, поэтому предлагают найти альтернативу, – обратился к представителю акимата председатель Комитета по вопросам транспорта Валерий Сусаренко. – Вам прямым текстом говорят: “Мы не сможем”. Надо найти выход, а вы ведете их к банкротству, создавая кабальные условия. Что вы можете сделать со своей стороны? Вы хотите сказать, что договор может быть расторгнут?

– Мы на комиссию вынесем эти вопросы и до руководства города донесем, чтобы рассмотреть другие варианты, – ответил Нурдаулет Бейсенов.

Президент Ассоциации юридических лиц “Автомобильный Конвент Казахстана” Марат Беркалиев, который присутствовал на заседании в онлайн-режиме, вовсе раскритиковал отношение акимата к перевозчикам и заявил, что многие годы местные власти нарушали закон.

– В договоре между перевозчиками и местным исполнительным органом конкретно прописано: в случае изменения цен на рынке нужно увеличивать тариф или субсидировать компании. В Костанае же перевозчики до 2020 года работали без субсидий, вы нарушали закон, взятые на себя обязательства, – высказался Марат Беркалиев. – Костанай – это вообще отдельная тема по Казахстану. Это отдельный анклав пассажирских перевозок. Государственная программа есть, все хотят обновиться, но нет условий. Надо создавать их, а не выдавливать с рынка перевозчиков, которые работают по 20-25 лет. Здесь я вижу коррупционную ситуацию и неправильные действия местного акимата. Вы должны пролонгировать договоры и дать компаниям работать.

Марат Беркалиев пообещал, что поднимет этот вопрос на ближайшем совещании с министром индустрии и инфраструктурного развития.

Татьяна ФАЙЛЬ, фото из архива газеты “Наш Костанай”, Палаты предпринимателей и скриншот заседания


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77