Ровно 85 лет назад, 29 июля 1936 года, была образована Костанайская область
Костанайщина – это бескрайние пшеничные поля, экскаваторы, добывающие руду, красоты Наурзума, обожаемый за границей шоколад, собственные «Кировцы» и легковушки. А с чем у вас ассоциируется родной край?
В историко-краеведческом музее не так много экспонатов – ровесников области, но специально для нас из темноты фондов были извлечены образцы мебели, которую делали в одной из артелей Костаная как раз в 1935-1936 годах.
– Эта артель кроме мебели занималась кузнечно-ремонтным делом, ремонтом часов, предлагала услуги живописи, – рассказывает методист-историк Эльвира Котова, указывая на миниатюрный диван с высокой спинкой и широкий с массивными ящиками стол.
Возможно, на таком же или похожем столе в Кремле был подписан тот самый исторический документ о создании области – его текст за подписью Михаила Калинина приведен на стенде в музее. «Учитывая ходатайство советских хозяйственных и общественных организаций Казахской АССР, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановил разделить Актюбинскую область на две: Актюбинскую и Кустанайскую». В последнюю, к слову, вошли 11 районов из Актюбинской и один, Пресногорьковский, из Карагандинской области.
Торгайские истоки
Это сейчас Торгай ассоциируется с югом области, точнее, с Амангельдинским, Жангельдинским и Наурзумским районами, когда-то Торгайским называли весь наш край. Почти 200 лет назад, в 1822 году, была образована Тургайская область оренбургских киргизов с центром в Оренбурге. Через 40 лет возник Николаевский уезд, который также вошел в Тургайскую область. Уже при советской власти эти земли в составе Кустанайского и Тургайского округов были названы Кустанайской губернией, затем округом, после чего районом, а в 1932 году и вовсе стали частью новой Актюбинской области.
Но и на этом трансформация не закончилась. В 1970 году из южных территорий была создана Тургайская область. Единица просуществовала 18 лет, затем ее упразднили, но через два года, в 1990-м, восстановили. И, наконец, реформа 1997 года поделила эту огромную территорию между Костанайской и Акмолинской областями. Нам достались несколько районов и Аркалык.
Первые годы
В 30-е годы, задолго до целины и всесоюзной стройки ССГОКа, Кустанайщина считалась хлебным и промышленным краем.
– Ведущим предприятием области было «Джетыгарзолото» – этот комбинат имел союзное значение, – продолжает Эльвира Котова. – Основой промышленности также считалась мукомольная отрасль: на территории области работали более 500 ветряных и механических мельниц. Свой вклад в экономику вносили лесопильный завод, мясо- и мелькомбинат, мастерская по ремонту сельхозтехники, кирпичный завод, типография, электростанция, 12 промысловых артелей. Еще одно весомое достижение: в 1940 году наша область занимала первое место в республике по числу тракторов и комбайнов.
Всего через пять лет после создания Костанайщина прошла мощнейшую проверку на прочность. Как рассказали сотрудники историко-краеведческого музея, матери проводили на фронт 73 тысячи наших земляков и около половины не вернулись домой. Через полгода после начала Великой Отечественной в областном центре была сформирована 151-я отдельная стрелковая бригада, на базе которой позже появилась легендарная 150-я стрелковая дивизия, бойцы которой штурмовали Рейхстаг.
Во время войны Кустанай принял кожевенно-обувной комбинат из Симферополя, завод искусственного волокна из Клина, швейную фабрику «Большевичка» из Херсона. Область снабжала фронт хлебом, мясом, маслом…
Земля-кормилица
Зерно и руда – два главных слова середины прошлого века для нашей области. Страна восстанавливалась после войны, ей нужны были ресурсы, которые скрывала костанайская земля. В 1954 году этот край стал новой родиной для первоцелинников и первостроителей ССГОКа. Так и мой дед приехал сюда из Украины – как тогда говорил, поесть хлеба – и остался здесь навсегда. За шесть целинных лет в области появилось 174 колхоза, в масштабе республики костанайской была каждая пятая тонна хлеба, девятая – молока, одиннадцатая – мяса.
Соколовская руда отправилась в Магнитогорск уже в 1957 году, здесь же через несколько лет начали выпускать первые в СССР железорудные окатыши. Вслед за строительством Соколовско-Сарбайского комбината в области начали разрабатывать Лисаковское и Качарское железорудные месторождения, а позже в Житикаре освоили производство асбеста. И сегодня в этом городе работает предприятие «Костанайские минералы» – единственное в Казахстане, которое специализируется на добыче асбестовых руд.
Независимая жизнь
Если долгие десятилетия еще при Союзе Костанайщина воспринималась как сырьевая база, то в годы Независимости эта репутация начала сходить на нет. Мало того, что область сама себя кормит и поит, одевает и обувает, так и еще может похвастать неплохим процентом обрабатывающей промышленности. Но в начале 90-х люди думали о другом – как выжить. Почетный гражданин Костанайской области Кенжибек Укин был первым главой Кустанайской областной администрации уже независимого государства.
– Когда руководители трех государств решили в Беловежской пуще судьбу СССР, для Казахстана открылся новый путь – сложный, тернистый. Жители области тогда с надеждой смотрели в будущее, но нам помогло то, что народ у нас был дружный, это сложилось исторически, – рассказывает Кенжибек Укинович.
В те годы многие соотечественники искали лучшей доли в России и в Германии, параллельно на историческую родину возвращались потомки тех, кто еще в 20-40-е годы прошлого века бежал от голода и гонений в Китай, Монголию, Узбекистан.
Независимость принесла с собой грандиозные перемены, под них нужно было подстраиваться. Совхозы превращались в коллективные предприятия с частнодолевой формой собственности, регистрировались крестьянские хозяйства, в городах открывались новые фирмы, а моногорода: Рудный, Лисаковск, Житикара уже не надеялись только на промышленных гигантов и старались развивать альтернативные производства.
Костанайские реалии
Впрочем наш край все еще остается в статусе горнодобывающего. 89 процентов всей добываемой в Казахстане железной руды – костанайские, окатыши, асбест, бокситы тоже только наши, нигде больше по республике их нет.
Но все чаще и чаще можно услышать, что Костанайская область – машиностроительная. Именно Костанай стал вторым после Усть-Каменогорска городом Казахстана, где приступили к сборке авто. Около десяти лет у нас выпускают машины восьми брендов, а недавно достигнута договоренность, что с конвейеров «СарыаркаАвтоПрома» будет сходить почти весь модельный ряд LADA.
Наши заводы кроме этого делают комбайны, трактора, а в скором времени костанайцы будут снабжать запчастями «КамАЗ». Этой новостью первым на своей Instagram-странице поделился аким области Архимед Мухамбетов. Глава региона завел соцсети еще в 2019 году и с тех пор практически каждый день поддерживает через них связь с жителями.
– Также посетил территорию ТОО «KamLitKZ», где реализуется два крупных проекта: строительство чугунолитейного завода и завода по производству редукторов главных передач ведущих мостов. Объем инвестиций составит 160 млрд тенге, при этом будет создано около 700 рабочих мест. Оба проекта реализуются в рамках договоренностей межу РК и РФ для развития промышленной кооперации, – написал тогда Архимед Мухамбетов, который возглавляет область почти шесть лет и прочно держится в рейтинге акимов.
Наконец добрались до хлеба насущного. В области, которая, несмотря на трудности и мучащую землю засуху не перестала быть житницей, выпускают 70 видов хлебобулочных изделий, 25 видов макарон, муку от второго сорта до премиум-класса, крупы, растительное масло – причем не только подсолнечное, но и рапсовое, льняное, горчичное. Наше мясо ценят в России и Узбекистане, молоко с удовольствием пьют россияне, в Кыргызстане и Таджикистане, макароны вагонами везут в Афганистан, Туркмению, Грузию, а муку – в восемь стран мира.
А еще, если вы спросите в том же Челябинске, с чем у жителей сурового города ассоциируется Костанай, они, без сомнения, представляя сладковатый аромат, произнесут: конфеты. И будут иметь в виду фабрику «Баян Сулу», которая ни в представлении, ни в рекламе не нуждается.
Чем живешь, область?
Несанкционированные свалки, недостаточное очищение сточных вод, нехватка на селе питьевой воды – к этим проблемам в этом году добавилась засуха. Но с природой не поспоришь, разве что черных коров резать… Вот и приходится терпеливо ждать и продолжать жить. Радоваться, как радовались жангельдинцы построенному через реку Улыжылыншык мосту, которого они ждали еще с начала 90-х. Не скрывать улыбок во время вручения ключей от квартиры. Предвкушать заселение в только что сданное общежитие. Представлять, как готовишь обед не на привозном, а на магистральном газе. Надеяться на перемены после того, как отдал голос за самого достойного кандидата на первых в стране выборах сельских акимов. Так встречает Костанайская область свое 85-летие. И мы вместе с ней.
Факты о Костанайской области
Почти год, с августа 1919 по сентябрь 1920-го, Кустанайский уезд входил в состав Челябинской губернии РСФСР, и именно Ахмет Байтурсынов обратился к властям, чтобы эти земли вернули Казахстану.
Область занимает 7,7 процента от общей площади Казахстана.
Транскрипция названия области была изменена 17 июня 1997 года, и Кустанайская область стала именоваться Костанайской.
За последние 15 лет в области упразднены 245 населенных пунктов с населением менее 50 человек.
Центр области – один из самых «женственных» городов страны: девушек в возрасте от 20 до 30 лет здесь больше, чем мужчин.
Костанайская область упоминается в романе Юрия Слепухина «Киммерийское лето», а название самого города звучит в рассказе братьев Стругацких «Шесть спичек» и «Архипелаге ГУЛАГЕ» Солженицына.
Елена НОВАК,
фото из открытых источников
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77