Социум

Почему молодежь все больше интересуется религиозной грамотностью?

«НК» уже писал о том, что сегодня парни и девушки проявляют повышенное внимание к религии: соблюдают посты, приходят на богослужения в храмы, мечети и молитвенные дома. Что же движет молодыми людьми и что думают по этому поводу эксперты-религиоведы?

Кроме того, мы провели в Инстаграме опрос на тему «Что значит религия для молодежи?» В нем приняли участие 504 читателя «НК». Большинство из них – 58% (291 человек) – считают, что запрос на религию среди девушек и юношей – это все-таки мода, тренд. Но были и те, кто написал, что явного ответа на этот вопрос нет, так как у каждого свои причины.

ОКРУЖЕНИЕ И ТРАДИЦИИ

Аяжан Серiк 21 год, она оканчивает университет. Уже второй год девушка держит уразу и делает пожертвования в мечети.

– Я родилась в Алматы, и почти сразу родители переехали на север Казахстана. Папа окончил железнодорожный университет и по распределению попал в Костанайскую область. А я до пяти лет жила с бабушкой и дедушкой, – рассказывает Аяжан. – У нас большая и дружная семья, пятеро детей. Дома о религии никто не говорит, традиционно родители знают, когда большие мусульманские праздники, отмечают их. Мечеть нам оказывала помощь как многодетной семье.

Когда Аяжан поступила в университет, в общежитии ее поселили с двумя девочками. Одна из них была из религиозной семьи, вторая сама интересовалась вопросами веры.

– До знакомства с соседками, я ничего не знала о религии, но спустя два года общения тоже решила попробовать держать уразу, – продолжает девушка. – Я светский человек, веду обычный образ жизни и не планирую погружаться в религию, но считаю, что соблюдение некоторых канонов, таких как ураза, садака, не навредит. А вообще у молодежи сейчас действительно большой запрос на религию. В моем окружении есть покрытые девушки – те, кто читают намаз, кто более углублено изучают Коран. Но я думаю, что в жизни, главное, быть честным и жить в согласии со своей совестью.

Еще одна наша героиня – 20-летняя Елена Абрамова. Она родилась и выросла в Костанае. Мама – учитель, папа – водитель. В ее семье всегда чтили православные традиции, которые передавались из поколения в поколение.

– Еще моя прапрабабушка Поля каждый год на Пасху пекла куличи и ездила на всенощную службу в храм. На праздник Троицы дом украшали березовыми ветками, а на Рождество готовили кутью. Прапрабабушка держала посты и была верующим человеком, – рассказывает Елена. – А вот уже ее дочь, прабабушка Вера, традиции все сохранила, но строго к постам не относилась. И в результате все эти ритуалы остались в нашей семье именно как традиции. Мы с мамой по-прежнему ходим на Пасху в храм, печем куличи. Но при этом ведем светский образ жизни. Я считаю, что вера у каждого в душе, а в жизни нужно оставаться просто человеком.

НЕ ЗАБЫВАТЬ О СВЕТСКОСТИ

Это советуют эксперты-религиоведы. Они тоже отмечают, что казахстанская молодежь стала больше интересоваться религией.

– Многочисленные исследования международных социологических агентств показывают, что во всем мире с 2007 года наблюдается снижение уровня религиозности. Например, «Арабский барометр» отчитался еще в 2019 году, что доля мусульман, доверяющих религиозным лидерам, упала до 40%, а религиозным партиям доверяли тогда менее 20%. Сейчас и того меньше. Это ситуация в мире. А у нас, как вы заметили, обратная тенденция, – говорит эксперт-религиовед, арабист, заместитель директора ОФ «JANA SANA» Замир Тулешов.

Он отмечает, что для понимания сути того, что происходит в Казахстане, нужно смотреть на контекст, в первую очередь, геополитический. В XXI веке практически весь мир стремится к свободе: совести, мышления, выбора поведения, убеждений. Происходит глобализация – это на самом деле неизбежный процесс, который обусловлен научно-техническим прогрессом и интеграцией на разных уровнях.

– Но в геополитическом пространстве нашего региона говорят о многополярности и противостоянии глобализации. В постсоветском пространстве до сих пор пропаганда строится вокруг темы равенства, – поясняет Тулешов. – Равенство, на самом деле, несовместимо со свободой. Оно достигается только через насилие, и совершенно невозможно сделать всех людей умными, богатыми и сильными, но можно сделать глупыми, бедными и слабыми. Все дело в том, что консервативная идеология строится на национальной и религиозной философии. Это может быть выгодно для какой-то части людей, находящихся у власти. Через это легче управлять народом. Такие манипуляции могут быстро привести к насильственному экстремизму. Об этом не стоит забывать.

Замир Тулешов еще раз напомнил, что по Конституции РК, мы имеем религиозную свободу, защищены от агрессивной пропаганды и навязывания какой бы то ни было религии.

– Самое главное, чтобы религиозная молодежь была толерантной, уважала представителей других конфессий, а также не религиозных людей, которых большинство в Казахстане, не отвергала светскость государства, умела критически мыслить и защищаться от всего того, что не является полезным для них и для общества, – завершил религиовед.

Заострил свое внимание на том, что мы живем в светском государстве, еще один эксперт, кандидат философских наук, профессор КФ ЧелГУ Денис Качеев.

– В целом я не усматриваю в том, что молодежь больше ходит в церкви, мечети какую-то общую тенденцию. Дело в том, что сейчас демографическая ситуация улучшилась, население растет, поэтому молодежь в целом посещает больше каких-либо заведения, в том числе и религиозные, – говорит Качеев. – Религии – это не тренд и не мода. Нужно исходить из того, что Казахстан – это светское государство. И из того, что у казахстанцев сильна историческая традиция на верование, а также у молодежи есть свои духовные потребности, которые реализуются, в том числе через обращение к религии. Но она здесь не является доминантной. Ведь молодежь охотно посещает ночные клубы, концерты современных исполнителей, модно одевается. Поэтому нельзя сказать, что молодые люди стали слишком религиозными или аскетичными. Это их духовные потребности, если эти потребности не являются деструктивными для нашего общества, то это хорошо, молодежь имеет на это право.

Ольга ГОРАЙ,
фото Ларисы БОЖКО,
инфографика Максата КАНАПЬЯНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77