ЖКХ Костанай и костанайцы

Почему в Костанае долго не живут тротуары из брусчатки?

Ответ на этот вопрос попытались найти корреспонденты «НК»

Стоит начать с того, что некоторые дорожки, сделанные в городе десятки лет назад, особенно с асфальтовым покрытием, все еще держатся, хуже всего себя показывают как раз свежеуложенные площади.

Почему вообще брусчатка используется для покрытия тротуаров? Специалисты в области строительства называют несколько основных причин: во-первых, у нее привлекательный внешний вид, ее текстура и цветовая гамма могут улучшить общий облик улицы или пешеходной зоны. Во-вторых, прочность и долговечность. Брусчатка обычно изготавливается из жесткого материала, такого, как гранит или бетон, что делает ее способной выдерживать тяжелые нагрузки – пешеходный и автомобильный трафик. Третий плюс, – водопроницаемость, она позволяет воде проходить сквозь швы, уменьшая скопление луж. Четвертое преимущество: удобство для пешеходов, брусчатка обеспечивает более устойчивое сцепление обуви с опорной поверхностью, что уменьшает риск скольжения или падения.

Но почему-то костанайцы на себе всю эту комбинацию эстетических, практических и функциональных преимуществ не всегда ощущают.

ХОДЬБА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

В «НК» часто поступают жалобы от горожан, где они указывают на несовершенства пешеходных зон Костаная. Одна из последних – на тротуар в районе остановки «Спортзал», новая серая плитка лежит волнами, местами дыры то ли для будущих опор освещения, то ли это та самая система водоотведения, которая является преимуществом такого покрытия.

Кстати, первая брусчатка, по словам старожила Костаная Серика Абишева, появилась в районе ТРЦ «Март» со стороны проспекта Абая в 1998 году.

– Помню, она была в виде пчелиных сот, мы все пребывали в шоке, что вместо асфальта теперь у нас в городе будет такое новшество. В новостях говорили, что брусчатка лучше асфальта, с ней легче работать и экономнее. Не нужно менять сразу все полотно, а только испортившийся по качеству участок. Сейчас стали менять целые полотна, и делают это плохо, – сетует житель города.

Экс-руководитель отдела ЖКХ Александр Маклюк говорит, что брусчатка, действительно, более «гибкий» материал.

– Представьте тротуар из асфальта. Провалился участок, чтобы его восстановить, нужны отбойные молотки, машина с песком, каток и т.д. Столько единиц техники и затрат, причем зимой вариант починки не сработает, ведь асфальт горячий. А брусчатку починит один рабочий с киркой и мешком песка в любое время года. Да и кабель проложить под ней можно запросто. У тротуаров, уложенных брусчаткой, также имеется срок ремонтов, текущий производится спустя четыре года после укладки, капитальный или реконструкция – через 12 лет, – акцентировал Маклюк.

Иной раз кажется, что лучше бы и спустя 12 лет брусчатку не трогали.

Но тротуары – это не только про брусчатку, а еще и бордюры. Костанайцы, ездящие на велосипедах, на эту часть дорожек обращают особое внимания. Ведь если бордюр сделан неправильно, забраться на тротуар в принципе не получится.

Наш читатель Арман Альшев провел свой рейд, который как раз касается этой темы, чтобы обратить на нее внимание властей. Вот что пишет молодой человек.

– 30 мая на странице «НК» в Инстаграм писали, что аким города проверял ход работ по проспекту Абая, а точнее, на условия доступности среды для инвалидов. Тогда вместе с Никитой Журавлевым, который передвигается на коляске, они проверяли возможность заезда на тротуары. Бордюры там были в норме. Однако проверили только часть дороги. Например, на повороте на бывший «Макдональдс» как отсутствовал съезд, так его и нет. На перекрестке Абая-Фролова та же ситуация, на самой улице Фролова съезды с тротуара также есть не везде. По проспекту Назарбаева под мостом сейчас производят расширение проезжей части на повороте на ТДС, Складскую, и везде не соблюдается минимальный уровень бордюрного камня.

Построили Смарт-центр, а тротуары возле него с высокими бордюрами. Со стороны пешеходного перехода через пр. Назарбаева в сторону ЖК «Алтын Арман» вообще отсутствует съезд на дорогу. Неужели новые объекты никто не проверяет? – вопрошает читатель.

По поводу отсутствия доступности к Смарт-центру Арман Альшев обратился в отдел ЖКХ, там ответили, что подрядчик исправит ситуацию.

– Это хорошо, конечно, вот бы еще на системном уровне внедрить такое, чтобы в каждом договоре прописать пункт и всегда проверять при приемке. Почему обязательно надо говорить, писать отделу ЖКХ, ГАСК об этих элементарных вещах, когда это должно идти уже по умолчанию, – считает Арман.

Другой костанаец Сергей Михальченко по поводу бордюров тоже высказал «НК» свое видение.

– Я сам недавно стал передвигаться на велике и обратил внимание на наши тротуары. И заметил, что 90% пешеходов неосознанно идут по пологой части тротуара, почему бы его не сделать полностью таким. И не тратить бюджетные деньги на небольшой обрубок бордюрного камня, чтобы этот самый съезд выделить. Получается, лишняя трата средств на ненужный бордюр, – говорит Сергей.

МНЕНИЕ

С вопросом, почему в Костанае все так плохо с тротуарами, мы обратились к одному из частных предпринимателей. Мирас Дуйсеков работает в сфере укладки брусчатки 12 лет. Он коротко пояснил, как проходит монтаж тротуарной плитки.

– Причина плохой укладки брусчатки заключается в недостаточной трамбовке основания. На больших площадях и вовсе необходимо использовать катки. Перед укладкой следует положить не более 10 сантиметров песка, поливать водой и трамбовать. Когда речь идет о больших объемах, где требуется уложить 3-4 тысячи квадратных метров брусчатки, трудно выполнить работу идеально. Человеческий фактор вносит свои поправки, а у нас в Костанае недостаточно опытных специалистов, поэтому на работу берут молодежь и разнорабочих, – объясняет Мирас Дуйсеков.

Он также отмечает, что на стройучастках из 10 человек, участвующих в укладке, в лучшем случае лишь один является специалистом. Он показывает, как проводить работы, после чего остальные за ним повторяют. И здесь большое внимание необходимо уделять контролю за каждым исполнителем, что иногда невозможно.

– Укладка брусчатки кажется простой задачей, но на деле оказывается не так. Тяжело сделать идеально при больших объемах работ. Кроме того, цены на исполнение проектов небольшие, конкуренция высокая, на госзакупках поставщики сначала сбивают цены, а затем в процессе работ обжигаются. Они начинают экономить на всем – песке, щебне, а если ресурсов не хватает, качество страдает, – говорит Мирас Дуйсеков.

Еще одно требование, которым часто пренебрегают, это соблюдение технологии при укладке площадей, где ездит техника.

– Там вместо песка в основании необходимо использовать отсев (мелкофракционная горная порода, размером до 5 мм, которая образуется при дроблении щебня). Специалисты знают, что отсев дороже песка в 5-6 раз, а те, кто хочет заработать побольше, его использовать не спешат. Поэтому многое зависит от работников, иначе все усилия властей о благоустройстве могут оказаться напрасными, – заключил Дуйсеков.

Но с другой стороны, если подрядчик выиграл тендер, то он обязан сдать качественный объект. Если этого не происходит, может стоит не принимать участок и не подписывать акт выполненных работ? Заставлять переделывать до тех пор, пока это не устроит всех? Тогда и недоделки в последствии исправлять непридется.

У СОСЕДЕЙ

Проблемы с укладкой брусчаточного покрытия на тротуарах и площадях не только у нас. Например, в Караганде этой весной аким Мейрам Кожухов сам учил подрядчика, как правильно работать с этим материалом. Он откровенно сказал, что заставлял рабочих перекладывать полотно несколько раз.

– Хочу, чтобы работы выполнялись не только качественно, но и красиво, чтобы наши жители не критиковали, а радовались. Но пока наблюдаю картину – подрядчик делает так, как ему удобно. Не пойдет. Критикую, заставляю переделывать, но, думаю, это притирка с новым подрядчиком. Надеюсь, дело дальше пойдет лучше и быстрее. Поэтому и езжу несколько раз в день, чтобы проверить ход работ, иногда наглядно показываю и объясняю, какого результата я от них жду, – писал в своем Инстаграме аким Караганды.

Неужели в Казахстане нет хорошего поставщика услуг по данному виду работ? Почему всех – от отделов ЖХК до рабочих, выполняющих госзаказ, – нужно беспрерывно контролировать? Ведь ни у одного акима не хватит ни времени, ни сил стоять над каждым.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО
и читателей


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77