Костанай и костанайцы

Погорели на своих идеях

Почему креативные бизнес-проекты так и не были воплощены в жизнь?

Казалось бы, сегодня перед начинающими предпринимателями открыты все двери, созданы все условия.

Государство организует обучающие курсы, предлагает беспроцентные кредиты, выдает безвозмездные гранты. Многие этими инструментами поддержки пользуются, причем придумывают оригинальные проекты, которым нет аналогов на рынке, громко заявляют о своих далеко идущих планах. Вот только с течением времени кто-то все же уходит в тень или вовсе исчезает из поля зрения.

Например, костанаец Биржан Кукаев предлагал продавать молоко на розлив через молокоматы, а Жолболсын Абишев планировал выращивать овощи в уникальной термос-теплице и даже обещал в обозримом будущем порадовать костанайцев местными мандаринами. Естай Маранов мечтал организовать большое кролиководческое хозяйство с настоящей охотой и стрельбой из лука. А еще в Костанае мог бы появиться свой купонатор – агрегатор купонов и акций в сфере услуг. Но ни один из этих проектов так и не был реализован. Что мешает поставить бизнес на ноги и какие интересные бизнес-идеи рождаются у костанайцев, выясняли корреспонденты «НК».

Молокоматы еще актуальны

Установить в Костанае молокоматы – специальные аппараты для продажи молока на розлив – предприниматель Биржан Кукаев предлагал еще в 2015 году. Своим проектом он хотел повлиять на цену магазинного молока, снизив ее, так как в этом случае не нужно затрачивать деньги на упаковку, да и реализуемый продукт может быть всегда свежим. В Японии уже более 40 лет торгуют молоком на розлив. Прижились молокоматы и в России. Костанаец мечтал первым воплотить эту идею в Казахстане. Но в итоге столкнулся с рядом проблем и нехваткой средств. Во-первых, нельзя было продавать молоко сразу из-под коровы, его надо было пастеризовать, обезопасив от микробов и бактерий. Во-вторых, Биржану Кукаеву потребовалось специальное помещение для установки автоматов. Все это значительно удорожило проект. По подсчетам бизнесмена, для запуска проекта ему надо было тогда около семи миллионов тенге, но государство в итоге отказало в выдаче гранта.

Сейчас Биржан занимается грузоперевозками, но говорит, что идея с молокоматами до сих пор актуальна.

– За грантом я изначально обратился в Фонд предпринимательства «Даму», – вспоминает собеседник. – На тот момент у меня уже был решен вопрос по пастеризации: я заключил договор с Узункольским цехом по переработке молока. Планировал закупать у них пастеризованное молоко и продавать его через молокоматы. Но в результате проект мне не одобрили, потому что я не был ни производителем, ни переработчиком молока. Собственных средств для самостоятельной реализации своей задумки у меня не имелось, а то, что было, решил в итоге вложить в грузоперевозки. Но идею по молокоматам можно реализовать и сейчас. Это может сделать любой сельский кооператив, закупив необходимое оборудование и торгуя своим же имеющимся сырьем с подворий. В таком случае цена за литр молока выйдет в среднем по 200 тенге, магазинный литр стоит 260-270 тенге.

К слову, первый молокомат в Казахстане появился в 2016 году в соседней Северо-Казахстанской области. Тамошний глава КХ на собственные средства купил оборудование, вложив по тем временам 8,5 млн тенге за четыре автомата.

Еще один интересный проект, который прогремел в 2018 году на всю Костанайскую область, – строительство термос-теплицы, в которой планировалось выращивать не только овощи, но и цитрусовые. Эту идею предприниматель Жолболсын Абишев вынашивал 27(!) лет. В результате взял государственный кредит – три миллиона тенге, и построил теплицу в с. Заречное. Уникальность теплицы заключалась в том, что она на два метра уходила под землю, а наверху была только крыша, пропускающая солнечный свет. Такая теплица должна была экономить на обогреве, сохранять и распределять тепло. Бизнесмен даже успел высадить первые саженцы овощей. Но цитрусовые вырастить так и не удалось – подземную теплицу затопило водой. Как отметили в Палате предпринимателей Костанайской области, проект пришлось приостановить, так как у бизнесмена отсутствовали собственные средства на восстановление недействующего оборудования. При этом подобная термос-теплица успешно действует в Усть-Каменогорске, доказывая, что проект имеет свою значимость.

Не получила своего развития в Костанае еще одна оригинальная идея. Молодой предприниматель планировал через «Бизнес-Бастау» получить финансовую господдержку и создать купонатор – агрегатор купонов и акций в сфере услуг. Это сайт, на котором жители города могут купить купоны и по ним приобретать товары со скидкой в различных торговых точках. Подобные сайты отлично действуют в мегаполисах, но для костанайского рынка эта идея оказалась провальной. Изучение ситуации показало, что у нас маленькая численность населения, и спроса на купоны не будет.

Деньги в кассу

На сегодняшний день государственные гранты и кредиты для развития своего дела можно получить по нескольким направлениям. Это «Дорожная карта бизнеса-2025», программы «Бизнес-Бастау» и «Еңбек». И если, с одной стороны, грант взять легко, то вот вернуть деньги в госказну, не освоив проект, бывает проблематично.

Среди таких неудавшихся проектов оказалась бизнес-идея по разведению кроликов. Предприниматель Естай Маранов в 2013 году получил трехмиллионный грант по «Дорожной карте бизнеса-2025», построил ферму в п. Садчиковка (Костанайский район) и запустил поголовье. Маранов мечтал не только продавать крольчатину, но и заниматься выделкой шкур, создать зону для охоты с луками. Себестоимость «легкоусвояемого» мяса в то время равнялась 800 тенге за кг, а продать на рынке можно было от 1000 тенге за кг. Но за время возведения фермы изменились ветеринарные нормы, которые усложнили бизнес. От предпринимателя потребовали, чтобы он огородил всю территорию двухметровым сплошным забором и построил два крытых дизбарьера. На это было необходимо еще четыре миллиона тенге, но их у фермера не нашлось. Маранов распустил работников, продал большую часть поголовья, остальных кроликов выпустил из клеток. Проект оказался неосвоенным, и государство потребовало вернуть грантовые деньги…

Спустя восемь лет разыскать кроликовода оказалось невозможным. В акимате п. Садчиковка сообщили, что когда бизнесмен столкнулся с проблемами, он просто распродал все и… уехал в неизвестном направлении. В 2015-2016 годах Маранова разыскивали судоисполнители, но судопроизводство в отношении него так и осталось неисполненным.

Прогорел на своей идее и предприниматель из Наурзумского района, не сумев реализовать проект все по той же «Дорожной карте бизнеса».

– Он хотел оказывать ритуальные услуги, но сузил в итоге свою нишу, переориентировавшись только на христиан. В результате дело оказалось невыгодным, так как в Наурзумском районе большая часть населения все же мусульмане. Комиссия приняла решение по возврату гранта, – рассказал руководитель областного управления предпринимательства и инновационного развития Жаслан Каленов. – Еще одно решение по возврату гранта комиссия приняла по проекту из Мендыкаринского района. ТОО «Достык Коста» получило господдержку на покупку оборудования для розлива питьевой воды. Предприятие запустило проект, но вовремя не сдало отчетность, а это важный момент. Теперь руководитель ТОО возвращает грант, однако производство не закрылось.

При этом, как отмечают в областном управлении и Региональной Палате предпринимателей, процент незапущенных проектов в нашей области все же небольшой. Например, за девять лет существования программы «Дорожная карта бизнеса-2025» всего по 7% проектов были приняты решения по возврату грантовых средств.

Бизнес-тренер Региональной Палаты предпринимателей Канат Исмаилов подчеркивает, что самой популярной причиной неудавшихся проектов является полное отсутствие маркетинговых исследований.

– Бизнесмены не делают анализ рынка, не учитывают спрос, не изучают потребности и желания своих потенциальных потребителей. У них есть идея, и они сразу же просят деньги на ее реализацию, – говорит Канат. – Вторая проблема – это неправильная реклама. Часто предприниматели дают ее наугад. А в идеале надо понять, где продвигать товар. Для этого надо знать, где потребитель ищет товар, где он его покупает.

Также среди распространенных причин – неумение просчитать финансовую сторону проекта. Некоторые предприниматели не знают даже себестоимость будущего товара.
– К примеру, через «Бизнес-Бастау» проходил проект по пошиву и продаже национальных корпешек. Женщина продавала их по пять тысяч тенге, а после всех расчетов выяснилось, что себестоимость одной корпешки семь тысяч. Бывает, что начинающие предприниматели не могут рассчитать и заложить нужную наценку. Не учитывают расходы на аренду помещений, рекламу и другие затраты, – отмечает бизнес-тренер.

Но сколько бы ошибок люди ни совершали, сколько бы проектов ни прогорело, желающих стать предпринимателями с каждым годом все больше. Как и возрастает объем грантовых средств, выдаваемых государством, о чем красноречиво говорят цифры.

Ольга ГОРАЙ,
фото из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77