Такую статистику «НК» сообщили в Национальном центре качества дорожных активов региона
За 2023 год специалисты охватили проверками 261 дорогу. Отобрали 2627 проб, из которых несоответствие выявили у 1141. Большинство кернов асфальтобетонного покрытия не отвечали коэффициенту уплотнения и водонасыщению. Корреспонденты «НК» побывали в лаборатории, где асфальт, уложенный на дорогах области, подвергают анализу и испытаниям, а также спросили специалистов, почему асфальтовое покрытие в Костанае так мало служит.
Национальный центр качества дорожных активов (НЦКДА) – предприятие молодое, создано путем слияния 16 организаций РГУ «Облжоллабораторий» на основании Постановления Правительства РК от 19 марта 2019 года №131 и зарегистрировано в качестве юридического лица 23 мая 2019 года.
Его основная цель – экспертиза качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также управление дорожными активами. Если ранее областные лаборатории проверяли качество республиканских дорожных покрытий и боролись с их недостатками, то созданный центр охватил проверкой все дороги общего пользования.
Костанайский филиал НЦКДА располагается в г.Тобыле. Первый этаж здания занят лабораторией, где проводятся экспертизы качества работ и материалов на автомобильных дорогах. Здесь трудятся по паре экспертов и лаборантов, инженер и заведующий. В летний период, когда начинается строительный сезон, такого числа работников недостаточно, поэтому людей нанимают дополнительно.
Ранее корреспонденты «НК» сотрудничали со специалистами центра, но только с инженерами. Как раз они выезжают на объекты, свежеуложенные дороги и «добывают» из них керны. В лабораторию отвозят круглые пробы и не только их.
– Прежде чем уложить дорожное полотно, его смесь нужно также исследовать. Наши инженеры едут на завод, где подрядные организации заготавливают материал, отбирают его, запечатывают в специальные упаковки, кодируют и передают нам, – рассказывает инженер по материалам Ольга Ярошенко. – В испытательной лаборатории проверяем буквально все: щебень, песок, цемент, битум. Природный песок, кстати, в асфальте не используется, в основном тот, что получается после дробления щебня. Он испытывается на содержание пыли, зерновой состав и набухание. По щебню смотрим на его фракцию, кубовидный считается самым прочным, плоскостной – наоборот. Их должно быть идеальное сочетание. Также проверяем его на содержание пыли, стираемость, дробимость.
Взвешенный щебень помещают в специальную металлическую колбу, сверху накрывают крышкой и ставят под пресс. На него действует давление 20 тонн, именно такую нагрузку должен выдержать правильный материал и минимально подробиться.
В отдельной лаборатории специалисты проверяют качество битума по термическим показателям: морозостойкость, хрупкость и т.д.
Симбиоз битума и щебня жители города в прошлом году испытали на себе после ремонта пр. Абая. На данном участке был применен метод ремонта щебеночно-мастичным асфальтобетоном.
– ЩМА отличается от обычного мелкозернистого асфальта тем, что он не является монолитным. В нем есть поры, они заложены технологией, и никакие погодные условия не нанесут вреда асфальту с такими отверстиями. Даже если сравнить ЩМА с мелкозернистым монолитным покрытием, при выпадении осадков на нем образуется водяная пленка, происходит аквапланирование автомобиля в случае резкого торможения и т.д., – объясняют в НЦКДА. – Со ЩМА такого не будет. Кроме того, у этого покрытия есть функция «самозалечивания». В летний период при высокой температуре, когда на улице около +30 градусов, асфальт прогревается примерно до +60 градусов. Битум размягчается при +45 градусах, микротрещины под действием автомобильного движения будут «самозалечиваться».
Почему же тогда на Абая этот асфальт буквально растворился и разъехался по колее после укладки, спрашиваем мы.
– Если ЩМА сделан правильно и по технологии, с верной дозировкой целлюлозной добавки и добротной укаткой, этого не случится. Когда нам привозят смесь на проверку, она может соответствовать нормам, но с последующим материалом на самом заводе могут произойти изменения из-за какого-то сбоя, наше заключение ведь распространяется только на отобранную пробу. Во время укладки, например, технология может нарушится, каток не прошелся по нему сколько нужно, во время транспортировки смесь подостыла. Причин множество, – сказала инженер по материалам НЦКДА Ольга Ярошенко.
В прошлом году в Костанае наблюдался дефицит битума. А он очень капризный, ему важно, как его хранят, греют, сливают…
Итоги укладки в НЦКДА проверяют с помощью кернения, о котором говорили в самом начале. Пробу испытывают на степень сцепления между слоями, толщину слоев покрытия, плотность, водонасыщение, предела прочности на сжатие. Если керн вдруг не совпадет с требованиями, заказчику в лице отделов ЖКХ выписывают предписание, а они обязывают подрядчика переделывать покрытие.
– В общем за 2023 год наши специалисты произвели 760 выездов на объекты, где выявили 708 замечаний, из них грубых – 167. Это участки дороги, где пошли дефекты проезжей части, влияющие на безопасность дорожного движения. В итоге сумма переустройства дорог за счет средств подрядчиков составила около 248 млн тенге, – заключили в центре.
Полина ЦИММЕР,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77