В ритме города

Портреты на память: жительница Костаная Екатерина Моргель работает гравировщиком надгробных камней

Оформление памятников позволяет, с одной стороны, выразить художественными средствами чувства и эмоции близких покойного, с другой – выделить надгробие из сотен других. Все должно быть красиво и на века

В сфере ритуальных услуг девушка трудится четыре года, до этого художница несколько лет работала графическим дизайнером в мебельном салоне. Наша героиня отмечает, что какого-либо барьера или страха, изображая людей ушедших в мир иной, у нее нет. Девушка старается выполнять каждую работу добросовестно и с почтением, ведь очередной заказ – это не просто камень, а последнее изображение умершего.

Я поинтересовался у собеседницы, каково это каждый день работать с именами ушедших людей, часами смотреть на их фотографии? Какие чувства испытывает мастер?

– Во время работы присутствует ощущение, что есть какая-то связь с теми, кого изображаешь, – говорит художница. – Человек с фотографии иногда будто подсказывает, что надо изменить в его портрете. Подретушировать, поменять одежду или что-то убрать. Создается впечатление, что общаешься мысленно, но никакого дискомфорта это не приносит. Работа небездушная, это ведь не просто надпись, в камне остается память о человеке.

Мастерская, в которой работает художница, выглядит атмосферно, невольно создается впечатление, что ты находишься на кладбище, так как почти со всех сторон аккуратно расставлены уже готовые плиты с портретами усопших. На многих из них свежие даты…

Работает мастер в ритуальном агентстве «Ангел». Большая часть изображений на памятниках в мастерской Екатерины создается на специальной аппаратуре без участия человека. Задача мастера в том, чтобы в дальнейшем аккуратно дорисовать и нанести небольшие штрихи на готовое изделие. Хотя иногда поступают заказы на ручную работу. На оформление одной плиты у гравировщицы уходит один день.

За четыре года Екатерина выполнила около 6000 заказов. Это не только надгробные плиты и памятники, но и мемориальные доски, реставрация. Заказы поступают как на православные надгробные плиты, так и на мусульманские памятники. Соотношение заявок примерно 50/50.

– Я никогда не интересуюсь причиной смерти человека, так как считаю это нетактичным, – поделилась Екатерина Моргель. – Конечно, когда поступает заказ, что нужно изобразить молодую девушку, парня или тем более ребенка, в душе возникает трепет. Работа тяжелая не только морально, но и физически. Надгробные плиты из гранита, базальта и мрамора весят от 25 до 30 кг. Настроение тоже влияет на работу. Бывает так, что если заказ не к спеху и я чувствую, что к этой плите еще не готова подходить, берусь за другую работу.

Художница отметила, что иногда люди еще при жизни заказывают себе памятники. Причины разные – у одних нет родственников, другие не хотят возлагать это бремя на своих близких, третьи хотят сделать надгробие по своему предпочтению.

– Мы прорабатываем все детали с заказчиком, выполняем заказ и оставляем на хранение. Бывает, памятник ждет своего хозяина десять лет, иногда всего два года. К смерти я отношусь по-философски, это естественный процесс, от которого никому не уйти, – подытожила гравер.

Асхат НУРТАЗИН,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77