Костанай и костанайцы

«Потребитель – наш главный инвестор»

Предприятие четверть века снабжает костанайцев кондитерской продукцией

Каждое утро по 7 микрорайону разносятся сладкие ароматы выпечки, машины спешат доставить в торговые точки свежий хлеб с хрустящей корочкой, булочки с самыми разными начинками и добавками, торты. Все эта сдоба из печей КХ «Березка-Агро».

Предприятие, о котором сегодня пойдет речь, – одно из первых в Костанае, запустившее производство выпечки и тортов. Его в 1996 году организовали братья Саркисяны – Рубен и Вадим. Рубена Георгиевича два года назад не стало, сейчас КХ руководит Вадим Георгиевич.

В начале была «Березка»

– Вадим Георгиевич, расскажите, как родилась идея открыть кондитерский цех и почему выбрали название далекое от выпечки?

– Наши родители никогда не были связаны с бизнесом. Отец – музыкант, он всю жизнь преподавал музыку и играл на фортепиано, а мама – домохозяйка. Мы с братом тоже занимались музыкой, но у нас была мечта – открыть свое дело. В 1996-м мы купили магазин «Березка» по ул. Алтынсарина и решили организовать в нем цех по производству хлебобулочных изделий. С названием все просто – у магазина оно уже было, и мы не стали его менять. Так появился бренд «Березка». Сначала выпекали только хлеб и несколько наименований выпечки. С работой справлялся штат из восьми человек. Но дела быстро пошли в гору, мы нарастили производство. В начале 2000-х построили новый магазин в 7 микрорайоне, потом выкупили магазин «Орбита», где тоже открыли цех. Сегодня у нас шесть собственных магазинов, один из которых назвали в честь отца – «Георгий». Предприятие выпускает около тысячи наименований продукции и поставляет ее в более 100 торговых точек Костаная.

– Вы открыли бизнес в удачное время или в конце 90-х в кондитерском деле не было конкуренции?

– Продукты питания были и будут востребованы всегда. Но, действительно, в 1996 году конкуренции в кондитерском деле в областном центре почти не было. На рынке работали лишь железнодорожная кулинария, хлебокомбинат и кондитерская фабрика. Мы в числе первых начали выпекать торты и булочки. К слову, на торты тогда был большой дефицит, и мы быстро сориентировались, что требуется рынку и заняли свою нишу.

– Сейчас кондитерская тема очень популярна, открываются новые цеха, которые пекут оригинальные торты, пирожные. Чувствуется конкуренция? Производство себя окупает?

– Да, конкуренция высокая и ощутимая. Но мы свои позиции не сдали. У нас есть главное, что нужно для кондитерского дела – производство и своя сеть реализации. Если нет точек сбыта и магазинов, влиться в бизнес практически невозможно. Конечно, производство с каждым месяцем дорожает. Прогноз такой, что к концу года 1 кг муки первого сорта взлетит со 130 до 200 тенге, а цена на хлеб перевалит за 200 тенге. Неурожай сыграл свою роль. Сейчас тонна неочищенного зерна стоит 105 тыс. тенге, а в прошлом году максимальная цена была 85 тыс. тенге за ту же тонну. При таких ценах производить только один хлеб невыгодно, нужно изготавливать выпечку, торты, кондитерку, которая бы соответствовала запросам клиентов. Никогда не стоит забывать, что потребитель – наш инвестор.

– Клиенты сейчас прихотливые, им подавай синнабоны, круассаны, маффины, макаруны… Вы внедряли зарубежные технологии, перенимали у кого-нибудь опыт?

– Мы с братом побывали в разных европейских городах, в Китае, где посещали кондитерские цеха. Но никогда не перенимали чужой опыт, только брали что-то лучшее и переделывали под себя. Дело в том, что большинство зарубежных и российских кондитерских работают на химии. Они используют яичный порошок, сухие сливки и молоко, йогуртовый концентрат. А шоколад вы их пробовали? Это же пластилин. Костанайские цеха – это другое. Отмечу, что не только мы, но и наши конкуренты, пользуются натуральными продуктами. Мы закупаем у наших местных производителей масло, молоко, сливки, яйца. Да и по качеству костанайские изделия лучше заграничных. Правда, одна зарубежная технология у нас прижилась. В 2009 году к нам приезжал мастер из Голландии Кейс Ромпо. С тех пор мы производим отличное голландское тесто.

В ногу со временем

– Вадим Георгиевич, ваш бренд «Березка-Агро» славился не только хлебом, но и колбасами.

– Мы продали этот бизнес. 20 лет с братом занимались животноводством и растениеводством, но поняли, что эта деятельность рискованная и убыточная. В п. Садовый Костанайского района была своя ферма на 1700 голов скота, а в Алтынсаринском районе 11 тыс. га земли под пшеницу. У нас был замкнутый цикл производства. Пекли продукцию из своей муки, а колбасы производили из своего мяса. Но животноводство и растениеводство в наших краях – рискованный бизнес. В 2010 году был неурожай, и мы ушли в большой минус. Чтобы только покрывать свои затраты, надо получать урожай не меньше 5 ц/га. Но не всегда так получается. Поэтому год назад я продал ферму и земли. Как чувствовал, что пора. Если бы оставил, сейчас бы вновь считал убытки из-за неурожая. К тому же, большая проблема – кадры. Работать на селе никто не хочет.

– Кадры – это повсеместная проблема. Для торговли она тоже актуальна, продавцы в магазинах меняются очень часто. Но в «Березке» такого нет, я много лет к вам хожу и за прилавками одни и те же продавцы. В чем секрет?

– С людьми надо работать и обращаться по-человечески, не обманывать. Если один раз пообещать и не сделать, работники разбегутся. Мы выполняем все свои обязательства, стараемся сохранить кадры, на них держится производство. Например, продавцы и кондитеры работают в «Березке» с самого открытия по 20-25 лет.

Первая смена начинает работать в пять утра, чтобы к девяти на прилавках была свежая выпечка

– Практически все магазины в городе, даже те, что открылись еще советское время, уже перепрофилировались в современные супермаркеты. А «Березка» все еще работает по старинке. Вы не планируете перейти на формат самообслуживания?

– Этот вопрос у нас главный на повестке дня. Мы хотим расширить здание по ул. Чкалова, достроить первый этаж и к концу следующего года открыть супермаркет. Также начали строить ресторан с пунктом быстрого обслуживания, но грянула пандемия, поэтому решили переформатировать его в торговый дом по типу ТРЦ «МАRT».

– Как пандемия сказалась на производстве?

– В прошлом году торговля сократилась на 25-30%. Клиенты приходили только за хлебом, молоком и булочками, остальной товар не пользовался былым спросом. Но в этом году ситуация улучшилась, объемы производства восстановились.

У нас практически весь коллектив провакцинировался. Я сам в числе первых сделал вакцину, так как это единственный способ обезопасить себя и окружающих.

– Сейчас непростое время, вы уже отказались от нескольких видов бизнеса, а не возникало желания все продать и уехать из Казахстана? Например, в Армению.

– Скажу честно, я бывал во многих странах, а на исторической родине ни разу не был. Очень хотел поехать, но так и не получилось. Мой отец родился в России, приехал в Казахстан. Костанай – мой дом. Когда езжу в командировки или на отдых, всегда с радостью возвращаюсь в родной город, тут воздух другой. Я раньше в год по 3-4 раза выезжал за рубеж и больше всего радовался возвращению домой. Как любил шутить мой отец, у нас от армян остались только нос и фамилия.

– Вадим Георгиевич, а кто продолжит ваше дело?

– У меня трое детей. Старшая Марина, ей 22 года, работает на предприятии в бухгалтерии, но планирует получить еще одно образование. Софии уже 17 лет и на следующий год она хочет поступать в медицинский. Сыну Никите 10 лет, но и он уже заявляет, что хочет стать врачом. Мы с супругой Светланой не навязываем детям свою волю, они вправе выбрать свой путь, как когда-то мы с братом выбрали свой.

Ольга ГОРАЙ,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77