«Если бы камыш вовремя убрали, то огонь бы не дошел до жилых домов!» – эта фраза звучала от каждого второго комментатора в соцсетях под новостью о крупном пожаре 9 мая
Внезапно сухая растительность вдоль Тобола стала темой обсуждения номер один.
Эстетики и безопасности ради
Центральная набережная «Шагала», которая раскинулась по обе стороны Большого моста, остается популярным местом для прогулок среди горожан. Свежий воздух, красивые виды реки… Вот только последние лет пять, если не больше, всю эту эстетику портит небрежно разросшийся вдоль Тобола камыш, буквально поглощающий реку, плавающая на поверхности зелень и выглядывающие из глубин водоросли.
Несколько лет на «Шагале» ничего не меняется: если вы встанете у ограждения в той части, что ближе к Большому мосту, и посмотрите вниз, то увидите не бьющуюся о бетонные плиты воду, а камыш и тину. Недавно там же появилось несколько оазисов с кувшинками. Будет красиво, когда они зацветут, но все же это не вяжется с понятием облагороженной городской набережной.
Если смотреть в сторону КСК, порадоваться тоже нечему. На месте пожара теперь выжженный камыш, который напоминает о минувшей трагедии. Уцелевший сухостой плавно переходит в живую растительность у новой части набережной и тоже не добавляет ей изыска. Если спуститься вниз по лестнице к воде, можно «насладиться» ряской и мусором.
На набережной по ул. Гашека дела обстоят намного лучше. У берега в разных местах камыш есть, но его совсем немного и почти нет сухостоя. Если подходить к воде со стороны базы отдыха «Мохито», то можно сразу оказаться на небольшом песчаном пляжике. Здесь при сильном ветре хорошие волны, которым добраться до берега не мешает никакая растительность. Словом, у Тобола в районе ул. Гашека чувствуется, что за рекой ухаживают и следят. Действительно ли это так или мы приняли за порядок случайное совпадение?
Как рассказала «НК» главный специалист отдела водных ресурсов управления природных ресурсов Костанайской области Гульжаухар Иманбаева, в прошлом году русло реки в районе набережной по ул. Гашека очищали. Ведомство заключило договор с местным подрядчиком ТОО «Альянс» на очистку реки на площади 17 га сроком на два года. Стоимость работ – 77 млн тенге. В прошлом году фирма очистила 8 га, в этом году с 1 июня приступит к выполнению такого же объема работ. Закончить должны спустя два месяца, то есть к 1 августа. Чистить начнут от моста КЖБИ.
– Этот процесс включает в себя дноуглубительные работы: нужно вымыть грунт, поднять его со дна, чтобы в полноводные года река не выходила из своих берегов, – объясняет Гульжаухар Иманбаева. – Также подрядчик выкорчевывает с корнем камыш для предотвращения его разрастания. Очистка необходима и для поддержания чистоты реки: чтобы вода не цвела и не было недостатка кислорода. Если это происходит, то гибнут водные жители. Так как Тобол – источник пресной воды, его поддержание для нас жизненно важно.
На дне любого водоема существует биомасса, которая своим разложением способствует заиливанию, размножению сине-зеленых водорослей. Иногда от такой воды исходит неприятный запах. Природой заложено, что водоем должен самоочищаться и восстанавливаться, однако во все эти процессы вмешался человек… Теперь помощь рекам необходима, в противном случае они превратятся в болота.
Тогда почему, если все так серьезно, уже много лет не чистят набережную «Шагала»? Ответ прост – все упирается в деньги.
– У нас есть проект очистки Тобола от центрального пляжа до Гагаринской плотины. Мы просим выделить на это деньги с прошлого года, но нашу бюджетную заявку не одобряют, потому что на это требуется 525 млн тенге, – отмечает Гульжаухар Иманбаева. – Ее рассматривают на сессии депутатов областного маслихата почти ежемесячно. В последний раз нам отказали в мае.
В пресс-службе ДЧС Костанайской области сообщили, что этот проект существует уже с октября 2020 года, но до сих пор до дела так и не дошло.
– Акиматом города Костаная прорабатывается вопрос по реализации данного проекта, – обнадежили нас в ДЧС.
В последний раз «Шагалу», вспоминает специалист отдела водных ресурсов, чистили не то в 2014, не то в 2016 году. Времени прошло достаточно. Камыш разрастается быстро, однако если бы его выкорчевали раньше, возможно, такого крупного пожара, который дошел до жилых домов, удалось бы избежать.
«Были вынесены вопросы»
О том, что из-за отсутствия денег на очистку Тобола в Костанае загоревшийся камыш привел к крупному ЧП, корреспонденты «НК» сообщили председателю Комитета экологического регулирования и контроля министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Зулфухару Жолдасову. Он приезжал с рабочим визитом в нашу область на прошлой неделе и отвечал на вопросы журналистов. Спикер подчеркнул, что очистка рек должна проводиться по закону, однако на практике первостепенное место занимает финансирование.
– Вопрос тут не в законе, а в желании бюджетирования этих процессов. Акимы регионов говорили, что порядка 7 млрд собрали за экологические платежи. Эти деньги должны идти только на экологию: на полигоны, очистку русел, высадку деревьев и т.д. Вопрос только в желании, – ответил Зулфухар Жолдасов. – Если проблема есть, русла должны очищаться. Это должно войти в планы работ. Тем более что это делается еще и в рамках противопожарных мероприятий.
Специалисты отмечают, что в последние годы водоемы региона, в том числе Тобол, значительно обмелели. И в этих условиях особенно важно не дать реке зацвести. Если нас ждет жаркое лето, то органика в воде будет размножаться еще активнее, следовательно, зелени станет в разы больше. А она, в свою очередь, забивает фильтры и тем самым снижает качество воды.
– Конечно, за этим нужно следить, так как у нас и без того высокая минерализация и содержание в воде тяжелых металлов. Это природный фон, и он связан с тем, что Тобол расположен на месторождениях полезных ископаемых, – добавил руководитель департамента экологии Талгат Сабиев. – Но надо понимать, что полностью от камыша избавиться невозможно и это не нужно, так как он является природным фильтром.
На ситуацию с очисткой главной реки области от сухостоя, к сожалению, не может повлиять даже Тобол-Торгайская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов. Инспектор отдела государственного контроля Сергей Мукашев поясняет, что сам по себе камыш не является отходом и ущерб не наносит. Но только до тех пор, пока не загорится, тогда уже можно говорить о причинении ущерба окружающей среде и непосредственно водоему. Полномочий требовать соблюдения пожарной безопасности у инспекции нет.
– Мы только можем привлечь к ответственности лиц, в том числе и местные исполнительные органы, если те допустили загрязнение рек ТБО на территории своего района. Это мы недавно и сделали в отношении отдела ЖКХ района им. Б. Майлина, – рассказал Сергей Мукашев.
Сейчас Тоболу дают небольшую поддержку в части наполнения ее водой: из Каратомарского водохранилища идет ежегодный летний стандартный сброс 6 куб.м/сек. Продлится он до окончания полива, то есть до осени. Заметим ли мы, что уровень воды поднялся? Едва ли. Все, что прибыло, уйдет на нужды земледелия, остатки же помогут Тоболу быть в своем русле и продолжить естественное течение.
После пожара на аппаратном совещании акима города 16 мая управлением по ЧС города Костаная были вынесены вопросы о необходимости проведения комплекса мероприятий по очистке территории города от сухой растительности, покоса и вывоза камыша, бурьяна, травы, сухой растительности и обеспечения минерализованными полосами наиболее опасных участков. Как будет выполняться эта рекомендация, покажет время.
Всем тем, кто живет в частных домах и имеет поблизости камыш или поля с сухой травой, лучше самим позаботиться о своей безопасности. Специалисты, которые были на месте пожара 9 мая, говорят, что в некоторые дворы камыш зашел уже давно и плотно там обосновался. Что мешало людям убрать сухостой хотя бы со своей территории?
Татьяна НАЗАРУК,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77