В ритме города

Рублевка по-костанайски: речь идет о пяти проездах улицы Герцена, где когда-то были возведены первые коттеджи в областном центре

В очередном материале традиционной рубрики «НК» расскажет, как костанайцам давалась стройка в 80-х, с какими трудностями они сталкивались и как живут сейчас

Несмотря на то, что улицу Герцена в нашем городе переименовали еще в 2016 году в проспект Кобыланды батыра, следы старого названия сохранились в проездах.

Честно говоря, я сама узнала о них недавно, когда в «НК» обратилась читательница с жалобой на отсутствие отопления в домах. Тогда это место и заинтересовало. Узкие улочки с разнообразными домами в осенних красках смотрелись очень привлекательно. Видно, что коттеджи тут не новые, лофта и скандинавского стиля не встретишь, жилье добротное, классическое, в общем, уютно. Вот газета и решила разузнать, кто в «теремочках» живет и откуда они тут взялись.

Территория работников КСК

Корреспондентам удалось найти старожилов района, семьи Веры Задорожной и Галии Нуржановой одни из первых начали возводить свои дома на пустыре.

– Землю под ИЖС выдавал Кустанайский КСК. Всего за ул. Курганской выделили 120 участков в мае 1988 года. Мы приходили из общежития сюда гулять и знать не знали, что когда-то построим тут дома, – рассказывает Вера Задорожная. – Из 7 тысяч работников КСК на строительство решились чуть больше 100. Денег на стройку у нас не было, приходилось брать ссуду, в те времена в кабалу никто влезать не желал. А мы не хотели продолжать жить с детьми в общежитии, очередь на квартиры была огромная, не дождались бы. Поэтому взяли по 17 тысяч рублей в кредит и стали строиться.

Ссуду мастер производственного обучения Вера Задорожная и прядильщица Галия Нуржанова должны были выплатить через 25 лет, то есть в 2017 году, но, как говорят женщины, им крупно повезло – после изменений в валюте, они смогли перекрыть долг с одной зарплаты. Только стройка от этого легче идти не стала.

– Стройматериалов не было вообще. В магазинах продавали цемент, лопаты и ведра, – вспоминает Галия. – Мы ночевали на лесоторговой базе и за сантехникой стояли в очередях. Но я очень благодарна президенту КСК Шамилю Мухамеджановичу Капкаеву. Он после рабочей поездки в Усть-Каменогорск собрал нас в ДК «Текстильщик» и сказал: «Я видел, как там рабочие живут в коттеджах, я тоже хочу, чтобы мои сотрудники жили в таких домах». После этого участки и дали, правда, планировали изначально по 9 соток земли, но потом до шести сократили. Огород, конечно, не посадишь, так что многие занимаются дачами.

В стройке комбинат тоже помогал, например, коммуникации к району провели бесплатно.

– Я, увидев дома жителей Усть-Каменогорска, тоже стал просить землю под строительство для работников комбината, – рассказал Шамиль Капкаев, 12 лет возглавлявший крупнейший в Союзе Кустанайский камвольно-суконный комбинат. – 120 участков распределили между желающими, учитывали стаж, выработку, потом выдавали комбинатовские ссуды, а также в банках просили деньги. Людей, что взялись строиться, освободил от работы. Назначил прораба на участок, подвели коммуникации. За год-полтора построились, но не все, кто-то не выдержал это нелегкое дело. А я в свою очередь сказал, что как только мои работники заедут в дома, тоже неподалеку возведу себе жилье. Вот и проживаю в этом районе по сей день, не пожалел, что именно эту землю нам тогда дали.

1990 год семья Нуржановых встречала уже в новом доме, Задорожные заехали позже, в 1991-м. Но тут начались новые испытания, развалилась страна.

– Тяжелое было время, многие продали свои дома за бесценок, потому что коммунальные услуги подорожали, а согревать коттедж стоило немалых денег. На комбинате зарплату выдавали ватином, лесом, рукавицами, с этим добром мы шли в теплокомпанию и просили взять с нас плату тем, что есть. Вот так выкручивались. До 1999 года без зарплаты выживали, а потом КСК и вовсе прекратил свое существование, – с грустью говорит Вера Задорожная.

Настоящее

«Рублевка» сейчас обросла новыми улицами и проездами: Костанайская, Цветочная, но жители Герцена считают их отдельным миром.

– Все-таки мы первопроходцы. А остальные позже сюда пришли. После нас и горисполком тут дома построил, вдоль гаражей по ул. Кобыланды батыра, вот их еще можно отнести к нам, а остальных – нет, – отстаивают границы наши собеседницы.

С проездами, кстати, скоро начнут соседствовать многоэтажки ЖК «Семья» и «Австрийский».

– Я не завидую жителям крайних улиц, тысячи глаз будут смотреть во двор, поэтому мы в середине выбрали участки в свое время, – поделилась Галия Нуржанова. – Живем тихо, у нас не гоняют машины, асфальт на улице уложили за свой счет 14 лет назад. Благоустройством возле двора каждый занимается сам. Все прекрасно.

В районе имеется парочка магазинов, ближайшая школа – №22. К слову, детей сюда некоторые родители возят на машине, хотя и недалеко. Переживают за безопасность, по проспекту Кобыланды батыра, который идет параллельно проездам, машины ездят крайне быстро, несмотря на ограничение «40».

– У нас здесь мальчишку сбили насмерть, родители теперь беспокоятся за детей. Нужно камеру установить или светофор, небезопасно ходить даже взрослым, – отметила местная жительница Марина Гордиенко.

Еще одна проблема – отсутствие детской площадки, ее тут вроде бы и поставить негде, улочки узкие. Но как говорят жители, на предполагаемом месте площадки уже больше 10 лет стоит долгострой. И никто им не занимается.
Вот и получается, что проблемы в городе везде одинаковые, несмотря на район и его название.

Полина ШКАРУБО,
фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77