Костанай и костанайцы

Санжар Жагапаров: «Родители сами превращают детей в хрусталь»

Как молодые мамы пытаются переложить ответственность за своих чад на врачей


Или история о том, что раньше доктора занимались только лечением пациентов, а сейчас у них голова забита тем, как заработать деньги и просчитать, сколько будет «стоить» больной…

Санжар Жагапаров заведует отделением травматологии в Костанайской областной детской больнице. Те, кто когда-то ломал руку, получал вывих ноги или падал, считают его одним из лучших врачей-травматологов. На 45 койках его отделения лечатся дети со всей Костанайской области. Здесь настоящая «горячая точка», потому что все дети с травмами: выпавшие из окон, попавшие в ДТП, сломавшие кости черепа и т.д.

Несмотря на занятость и напряженный график работы, Санжар Маратович нашел время для корреспондентов ИА «ТоболИнфо», чтобы откровенно во всеуслышание рассказать о проблемах. Что из этого получилось, читайте в нашем материале.

– Санжар Маратович, бытует мнение, что в 1980-1990 годах дети были крепче, чем сейчас. Вы согласны с этим?

– В Костанайской областной детской больнице я тружусь уже 17 лет. За это время обращаемость увеличилась в разы. К примеру, если раньше мы принимали по 20-30 человек в сутки, то сейчас – 70-75. Однако утверждать, что раньше дети были крепче, не могу. Скорее всего, увеличение обращаемости в травмпункт связано с ростом числа жителей в нашей области. Но есть и другой вариант, который нельзя не брать во внимание… Родители стали обращаться с детьми, как с хрусталем. С банальными ушибами и ссадинами, которые ребята из 90-х «лечили» подорожником, они обращаются к нам. Тем самым многие молодые мамы пытаются переложить ответственность за своих чад на врачей.

Как бы грубо ни звучало, но дети сейчас неслабые, мамы сами делают из них нарциссов, растят комнатные растения. Мальчики и девочки стали несамостоятельными. Я своими глазами видел, как мамочка завязывала шнурки 13-летнему хлопцу. Мало сказать, что я был в шоке…

Наше детство было другим – счастливым и наполненным разными эмоциями. Мы были терпимее. Если упадем, ударимся, поцарапаемся, не бежим домой, чтобы сообщить об этом родителям. А сейчас маленькая царапина – и уже бегут со слезами…

– А какие травмы сегодня наиболее «популярны»?

– Зимой много ожоговых травм. Они самые тяжелые. След от них остается на всю жизнь. Опять же вернусь к молодым мамочкам… В наше отделение стали чаще поступать младенцы, на которых был пролит горячий чай. То есть женщины держат малышей на руках и сидят за столом. Этого делать категорически нельзя. Мой совет: если хотите кушать, положите ребенка в кроватку или дождитесь, пока он уснет, а потом уже занимайтесь своими делами. А то получается, что самое опасное место для ребенка, – дом с родителями.

С приходом теплых дней увеличивается число переломов, падений с высоты, ушибов и ссадин. К примеру, недели две назад по службе скорой помощи нам было объявлено о том, что двухгодовалая девочка упала с балкона второго этажа. Но когда мы увидели этого ребенка, то спокойно выдохнули. Никаких переломов не было. Мы поставили диагноз «сотрясение головного мозга». Можно сказать, она родилась в рубашке.

– Думаю, тему маленьких пациентов можно продолжать до бесконечности… Хотелось бы узнать, сталкиваетесь ли вы с проблемами в работе?

– Без этого никак. Сейчас я, наверное, скажу о том, о чем многие боятся говорить вслух. Когда человеку становится страшно жить? В период войны и реформ! Сейчас каждый день в сфере здравоохранения происходят реформы. Где-то они положительно сказываются на работе врачей, где-то «хромают». В последнее время новшества загоняют людей в белых халатах в тупик.

Больница превратилась в государственное казенное предприятие, которое должно зарабатывать деньги и приносить прибыль. Наш ежемесячный план – 14 млн тенге. Вы представляете?! Если раньше врачи занимались только лечением пациентов, то теперь у них болит голова о том, как заработать деньги, чтобы в конце месяца не получить по шапке. Заведующие отделениями превратились в менеджеров. Им нужно просчитать, какой больной и сколько будет «стоить» по государственно-частному партнерству. Многие этого не выдерживают и уходят.

Не подумайте, что я жалуюсь, но скажу за всех врачей. Мы устали. Постоянные дежурства, недосыпы, чувство тревоги… А когда ты в конце месяца получаешь квиток и видишь смешные цифры, то все внутри угасает. Вместе с этим угасает и наше здоровье. А нам ведь даже болеть не дают. Врачи умирают на работе. Это действительно так. За примером далеко ходить не надо. Дмитрий Владимирович Герасимов… Он всего себя отдавал работе. Никогда не отказывал в помощи, помогал всем обратившимся. А на себя времени не было… В итоге его не стало. Это большая потеря для всей нашей области.

– Получается, что больница держится на врачах-энтузиастах?

– Да. Доктора, медсестры, санитары… Режим работы у всех бешеный, а зарплата смешная. Говорят же, что на ставку врача кушать нечего, а на две – некогда. Я вот сейчас с вами разговариваю, а не спал уже пять ночей. С чем это связано, спросите вы. В первую очередь – с нехваткой врачебных кадров. Не приходят доктора к нам, потому что платят мало. Я врач с большим стажем, а зарплата у меня 88 тысяч тенге. К счастью, у меня жена директор фирмы, зарабатывает больше 100 тысяч тенге. Мы живем на ее деньги. С уверенностью могу сказать, что так происходит во всех семьях, где есть врачи.

– Раньше пациенты благодарили врачей за оказанную помощь. Как с этим сейчас обстоят дела?

– Это отдельная тема. У людей нет культуры обращения и общения с докторами. По их мнению, мы всем чем-то обязаны. Своеобразные должники, получается. Вот приходят к нам родители со своими чадами, и у них даже не возникает мысли поставить телефон на вибрацию либо беззвучный режим. Мобильник зазвонит, и они могут доктора не дослушать, ответить на звонок. При этом громко разговаривать.

Все это видят дети, «питаются» бескультурным поведением, а потом поступают так же. Многие врачи психологически не выдерживают такого отношения. Ведь человек долго идет к своей профессии, семь лет учится, надевает белый халат, оказывает медицинскую помощь, а получает такую ответку.

А что сейчас творится в социальных сетях! Люди бесконечно жалуются, а комментаторы подливают масло в огонь. Очень много публикуется недостоверной информации, люди любят поливать грязью. Я сам сталкивался с такой ситуацией. У меня аж волосы дыбом встали, когда прочитал о том, какой я плохой.

Люди гонятся за хайпом, нет никаких ценностей и уважения. Если журналист напишет материал о докторе, который спас несколько десятков жизней, пользователи сетей прочитают это и промолчат. Ну а если же выйдет материал о том, что врач поставил неверный диагноз или неправильно что-то сделал, то все… «Всезнающих» и «умеющих» не остановить. Нынешнее поколение не радуется успехам других, они хлопают, когда в чьей-то жизни происходит что-то плохое. Это самое страшное.

Между тем многие мамы и папы порой палец о палец не ударят, чтобы помочь ребенку. Например, врачи наложат гипс, говорят, чтобы родители следили за ним. А через неделю они привозят детей, а гипс на руке или ноге болтается. В итоге кости неправильно срастаются. Опять же, по их мнению, виноват в этом врач. Спускают всех собак на нас.

P.S. 16 июня медицинские работники отметят свой профессиональный праздник. Давайте вместе вспомним о хорошем, об оказанной помощи, спасенных жизнях и поблагодарим людей в белых халатах. Одно доброе слово, сказанное от души, «подзарядит» врачей на долгое время.

Валерия ВАХНЕНКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77