Костанай и костанайцы

Сколько веревочке ни виться…

Костанайский камвольно-суконный комбинат доживает свои последние дни

Глядя на разрушенное здание гиганта легкой промышленности, сейчас уже мало кто вспомнит, что на стройку КСК приезжал лично Леонид Брежнев…

Сколько уже после ввода в 1968 году в строй комбината по его цехам и кабинетам прошлось высокопоставленных лиц и делегаций – не сосчитать. Ясно лишь одно: тот знаменательный год стал поворотным в истории развития Кустаная, который прирос новым, стремительно развивающимся районом. Пик развития предприятия пришелся на вторую половину 80-х. На тот момент КСК шел по многим показателям в первой пятерке Советского Союза. Через 30 лет с момента открытия, имея огромнейший экономический потенциал, гигант прекратил существование. Костанайскому КСК, как и многим другим бывшим советским предприятиям, не нашлось места в капиталистическом мире, он не смог удержаться на плаву. Закат предприятия очень болезненно переживал его последний и шестой по счету директор Шамиль Капкаев. В Кустанай он приехал в 1985 году, занимая до этого пост начальника управления текстильной и легкой промышленности Казахстана. В его бытность предприятие достигло небывалых вершин, но кризис 90-х свел эти достижения к нулю.

ПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПЕРИОД

В 80-е годы легкая промышленность была одной из немногих отраслей, которая чувствовала себя комфортно. Это благотворно сказывалось и на КСК.

Памятный визит Президента страны Нурсултана Назарбаева на КСК. Август, 1994 год

– Начиная с 1985 года, мы взяли курс на то, чтобы осваивать свою шерсть, а не привозную. Для этого понадобилось переделать и перенастроить оборудование, чтобы мы могли переработать местное сырье, так было выгоднее, нежели покупать дорогое в зарубежье, – рассказывает Шамиль Капкаев. – Количество рабочих постепенно стало расти – с восьми до девяти тысяч к началу 90-х годов. Достигнуто это было благодаря увеличению смен с двух до трех. Чем больше производительность предприятия, тем выше рентабельность, соответственно, эффективность и доходность так же увеличивались. Деятельность предприятия была отлажена и оптимизирована, наши показатели производительности не могли сравниться ни с чем.

Чтобы понять масштабы производства Костанайского КСК, достаточно лишь сказать, что школьники буквально всего СССР носили форму, которая была сшита из ткани, произведенной в нашем городе.

Республиканский дом мод в 1975 году из тканей КСК пошил коллекции моделей мужской и женской одежды

КСК в целом производил в основном костюмные ткани, из которых шилась различная форма. В свое время более 40 метров ткани сиреневого цвета было изготовлено по спецзаказу для главы Римской Католической церкви Иоанна Павла II.

Комбинат работал в полную силу. Сырье поставлялось не только из советских республик, но и из дальнего зарубежья. Все это способствовало и бурной застройке прилегающей территории. За первое десятилетие, к примеру, было построено и введено в эксплуатацию 26 жилых домов на 2 367 семей, 12 общежитий на 4 470 мест. К 1979 году работали пять детских садов на 1440 мест, две средние школы, торговый центр. В целях улучшения медицинского обслуживания работников и их детей в 1976 году была введена поликлиника №3. С 1974 года начал работу профилакторий, где ежегодно укрепляли свое здоровье более тысячи работников комбината. При КСК было свое профессионально-техническое училище, в котором обучались ткачихи и прядильщицы. Выпускалась и собственная газета «Кустанайский текстильщик». В годы расцвета работать на КСК и жить в одноименном районе, который потом на долгие годы уйдет в забвение и получит метку «КСК не предлагать», было по-настоящему престижно.

МЕДЛЕННЫЙ УПАДОК

Предприятия-гиганты, производство которых полностью зависело от поставок из союзных республик, после развала СССР столкнулись с проблемами острой нехватки ресурсов. В жизни некоторых производств эти трудности сыграли роковую роль, и костанайский КСК – яркий тому пример.

В былые годы на комбинате трудились более 5,5 тыс. женщин, 4,5 тыс. молодежи до 28 лет

– Когда границы закрылись, запасы сырья начали постепенно угасать, запчасти на станки перестали поступать, оборудование было дорогостоящим и импортные детали к ним было приобрести сложно. После распада Союза наши связи с коллегами стали ломаться, вся кооперация разрушилась. Постепенно комбинат начал угасать. Большие предприятия, особенно текстильные, не могут простаивать даже двух месяцев, так как запустить производство снова невозможно. Это очень тонкое производство – шерсть нужно обработать, покрасить, сделать нити, затем из них произвести ткань. Это огромный процесс. Автомобиль можно запустить и через год, а вот для целого комбината такой простой чреват печальными последствиями, – делится Капкаев.

28 сентября 1992 года комбинат был реорганизован в АООТ «Котекс». Капкаев пытался хоть так спасти остатки былой текстильной империи. В августе 1994 года предприятие посетил Президент страны Нурсултан Назарбаев. Он был дружен с Капкаевым и не преминул нанести визит на бывший комбинат. Была надежда на лучшее, но с ней пришлось все же распрощаться. Через два года – 14 мая 1999 года – деятельность АООТ «Котекс» была прекращена в связи с банкротством. После этого пройдет почти 22 года и от былой мощи останутся лишь развалины и воспоминания тех, кто посвятил свою жизнь КСК.

– Когда я проезжаю или прохожу мимо комбината, не могу сдержать слезы. Народ с большим трепетом вспоминает времена КСК. Увы, реанимировать комбинат и восстановить цеха уже невозможно, – констатирует Шамиль Капкаев.

В начале 2000-х комбинат за долги перешел в частные руки, после чего на его территории были образованы различные мелкие цеха и склады, основная же часть строений с годами обветшала и на сегодняшний день находится в плачевном состоянии. 5 февраля нынешнего года на популярном сайте ОLХ появилось объявление о продаже КСК.

По указанному номеру журналистам «НК» ответили представители одной из риелторских компаний Костаная, которые рассказали, что не могут уточнить все подробности причин продажи КСК, а также не могут назвать и того, кто на сегодняшний день является его владельцем. Риелторы уточнили лишь то, что комбинат продается уже давно, его примерная общая площадь составляет около 73 000 кв. м. Общая стоимость КСК – три миллиарда тенге. Вот и конец истории!

Асхат НУРТАЗИН,
Фото из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77