Начиная с 1985 года, по инициативе ВОЗ во всем мире октябрь признан месяцем борьбы с раком молочной железы
Ежегодно в Казахстане этот диагноз ставят порядка 5000 женщинам. Костанайская область по данному заболеванию занимает четвертое место в республике, в пределах же нашего региона рак молочной железы по частоте уступает только онкологии шейки матки.
О самых важных вопросах, связанных с раком молочной железы, «НК» поговорил с врачом онкологом-маммологом высшей категории, за плечами которой 22 года стажа, и региональным координатором по вопросам маммологии управления здравоохранения Даной Тлеуф.
Кто под прицелом?
Наука до сих пор точно не знает причины возникновения рака, онкологи выделяют только понятие факторов риска для своих пациентов. Ранее, говорит Дана Тлеуф, их было больше 20-ти, но рост частоты рака молочной железы и исследования установили три основных: возраст, наследственность и маммографическая плотность. Раку молочной железы особенно подвержены женщины старше 40 лет, самая высокая частота заболеваемости – от 50 до 60 лет.
– Многие начинают бояться за себя, если в семье женщины болели раком молочной железы. Но на самом деле риски есть только тогда, когда диагноз был поставлен одной близкой родственнице – маме или сестре, или двум и более дальним, например, тете, двоюродной сестре, бабушке в возрасте 50 лет и моложе, – рассказывает онколог. – Если эти родственники болели в более старшем возрасте, это уже относится к спонтанным случаям рака.
Если все же наследственный фактор выявлен, то это не значит, что женщина должна удалить всю грудь, как когда-то сделала Анжелина Джоли. Ранее это действительно был один из вариантов профилактики рака молочной железы, но позже выяснилось, что этот фактор риска не всегда реализуется. Ему нужны условия. Не все, у кого есть гены, сцепленные с раком молочной железы, заболеют.
Если выявлена наследственная связь, сегодня делают анализ крови на этот ген. При его подтверждении врач меняет частоту скрининга: не один раз в два года, а назначает маммографию раз в год или с контрастированием, чтобы снизить риск пропуска опухоли.
Третий фактор риска – маммографическая плотность. Так называют недостаток самого популярного исследования молочных желез – маммографии. Иногда снимок получается «плотным», поэтому при этом исследовании необходима компрессия. Это не очень приятный момент для женщины, но без него никак, иначе снимок будет нечитаемый. Но даже в таких случаях могут возникать сомнения или вовсе пропуск опухоли. Для снижения рисков женщин направляют на допобследования: УЗИ, осмотр маммолога.
Все остальные факторы, которые ранее считались предраком, как то: мастопатия, кисты – сегодня врачи с онкологией уже не связывают.
– Мастопатия и простые кисты – это не предрак, хотя многие врачи не могут к этому привыкнуть. Их включили в протокол 20 лет назад и лечили с целью профилактики рака молочной железы, – продолжает Дана Тлеуф. – Однако сегодня стало понятно, что процент перерождения мастопатии и кист в злокачественные опухоли довольно низкий.
К сожалению, не стоит на месте не только наука, но и онкология. Раку молочной железы подвержены и совсем молодые девушки, и даже мужчины. Маммологи внимательно смотрят и рожавших, и кормящих, и беременных, хотя ранее считалось, что риски у них минимальные.
– Если женщина приходит с застоем молока, то мы сначала будем делать ей УЗИ и в первую очередь исключать опухоли, а уже потом заниматься ее лактостазом, – говорит маммолог. – Бывает и такое, что женщины старше 40 лет говорят: «У меня грудь небольшая, поэтому маммографию я делать не буду, мне сказали, что на УЗИ и так все видно». Но это большая ошибка. Так мы лишаем женщину возможности диагностики рака на ранней стадии.
Самая молодая пациентка нашего эксперта, у которой был диагностирован рак, – девушка 18 лет. Такие случаи, признается Дана Тлеуф, каждый раз шокируют. В связи с омоложением рака груди врачи никогда не должны терять бдительность.
– Иногда я сижу за аппаратом, провожу осмотр и чувствую внутри это состояние: «Да, молодая, ничего не будет». Потом ловлю себя на этой мысли и пресекаю. Даже в таких случаях нельзя расслабляться, – говорит онколог.
Порой в очереди к женскому доктору можно заметить и мужчин. Очень редко, но и у них встречается рак молочных желез. Дана Тлеуф отмечает, что и в диагностике такого вида онкологии произошла революция: ранее гинекомастия (увеличение железы у мужчин) считалась предвестником рака и обязательно подлежала удалению, теперь этот подход остался в прошлом.
Скрининг – наше все!
Как защититься от онкологии и вовремя ее выявить? Те самые скрининги, проходящие в поликлиниках, от которых многие отказываются, и есть тот самый лучик надежды вовремя выявить рак груди.
В Казахстане скрининги назначают женщинам старше 40 лет. Маммографию – самый эффективный способ выявления рака в этом возрасте – назначают проходить один раз в два года. Это безопасно по облучению и достаточно для того, чтобы поймать рак на ранней стадии. Кстати, импланты молочных желез не являются противопоказанием для скрининга.
– У каждого маммолога есть случай в практике, когда женщина регулярно проходила скрининги, а потом в один год взяла и не пришла, – говорит маммолог. – Через два года она приходит ко мне, и мы диагностируем образование. По размерам понятно, что опухоль должно было быть видно еще на прошлом скрининге. Когда задаешь этот вопрос, пациентка отвечает, что всегда вовремя проходила маммографию, а вот именно два года назад не прошла. И вот тут действительно обидно. Сейчас у нее 2 см опухоли, а два года назад, возможно, были только микрокальцинаты. Теперь пациентке предстоит совершенно другое лечение, его длительность, прогнозы. Поэтому скрининг должен быть регулярным.
Несмотря на то, что рак считают молниеносной болезнью, путь одной раковой клетки, которую можно убить на корню, до опухоли составляет в среднем шесть-семь лет (!). У каждой женщины есть время в запасе, чтобы поймать рак в самом начале. Этой возможностью просто нужно воспользоваться.
В целом существует несколько видов исследования: УЗИ, маммография, осмотр руками. УЗИ рекомендуют делать только женщинам до 40 лет, маммография – всем, кто старше. Проводить осмотр можно в любом возрасте, но им не заменишь аппаратное обследование.
– За последний месяц у меня были две женщины с деформацией молочной железы. И они обе говорили, что проводят самоосмотр, – подчеркивает Дана Тлеуф. – Выходит, изменений они не заметили. На УЗИ мы можем увидеть опухоль размером от двух-трех миллиметров, но чтобы хорошо лечить рак груди, нужно начинать от одного сантиметра и менее. Еще раз повторюсь, что в любом случае наиболее эффективно делать маммографию, это мировой золотой стандарт.
Самое опасное, что рак молочной железы в основном никаких симптомов не дает, опухоль растет скрытно. Бывает и наоборот: боли, дискомфорт, выделения. Но прежде чем бояться и ставить себе диагноз, нужно подойти к врачу. Только он скажет, рак это или иное заболевание.
– Возможно, когда-нибудь изобретут вакцину от онкологии, и нам скрининги не будут нужны, но пока это наша единственная возможность спастись, – резюмирует Дана Тлеуф.
Все болезни от…
Еще один важный фактор, провоцирующий возникновение рака груди, – психосоматика. Онколог подчеркивает, что именно из-за стрессов, постоянной тревожности и страхов возникают многие болезни, особенно женской половой сферы.
– На приемах мы много времени уделяем беседам и выявлению причин заболевания. Физически-то мы излечим пациента, но надо ведь устранять корень болезни, – делится опытом онколог. – Молочная железа – орган гормональный, а гормональная система напрямую связана с иммунной и нервной. Когда спрашиваешь про провоцирующие факторы у пациентов, часто на первом месте стоит стресс.
Кроме того, у многих людей есть уверенность, что такого с ними никогда не произойдет, по этим причинам они и не обследуются. Задача онколога – рассказать о болезни напрямую, чтобы насторожить. Не напугать, подчеркивает Дана Тлеуф.
– Кстати говоря, самоосмотр женщинам не рекомендуют делать именно из-за того, что он вызывает страх. Пациентка сама начинает себя пугать, ставить предварительные диагнозы и мучается в догадках, ожидая приема врача. Это дополнительный стресс, а он является главным врагом молочной железы, – заключает эксперт.
Татьяна НАЗАРУК
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77