Костанай и костанайцы

Теория и практика выживания

За 20 лет костанайский пивзавод сумел выйти из кризиса и войти в тройку лидеров в РК

Совершить такой рывок помогли неустанный труд и постоянная работа над совершенствованием качества продукции.

Сегодня товары, выпущенные ТОО «Фирма «Арасан», широко известны не только в Костанае, но и далеко за его пределами. На многих республиканских и международных выставках пиво, квас, минеральная вода и безалкогольные напитки заслужили высокую оценку у жюри и восторженную – у зрителей.

— История завода началась в 1897 году, – рассказывает генеральный директор предприятия Алексей Ефремов. – Костанайский пивзавод был построен швейцарским подданным Антоном Пет­ровичем Лорецем и снабжал горожан пивом марки «Венское». В то время это был крупнейший завод по производству пенного напитка не только в Казахстане, но и на Южном Урале. Пиво разливалось в специально производимые фирменные бутылки, что было редкостью. Продукция завода мгновенно завоевала популярность и была отмечена почетными медалями на международных выставках.

Сегодня компания также занимает ведущие позиции на рынке Казахстана. ТОО входит в состав холдинга «Erzmann Brewery» и выпускает более 50 видов готовой продукции. А еще 20 лет назад предприятие находилось на грани банкротства.

— Мы постоянно занимаемся обновлением и усовершенствованием материально-технической базы, – говорит Алексей Ефремов, работающий здесь с начала 2000-х годов. – В тяжелые для завода времена мы в первую очередь обращали внимание на сырье, из которого изготовлялась продукция. Как правило, оно было низкосортным, но более доступным по цене. Поменяли подход. Сейчас пиво изготавливается из лучшего сырья. Хмель закупаем в Германии, а солод – в России. Это было только начало. За прошедшие годы расширились производственные площади, увеличился ассортимент, улучшился менеджмент…

Поначалу в ТОО «Арасан» было одно производство – пивзавод Лореца. Затем в 2001 году выкупили Рудненский завод. Занялись его модернизацией, установили современную линию розлива пива.

Бутилированная продукция пользовалась спросом не только в Костанайской, но и в соседних областях – Кокчетавской, Северо-Казахстанской, Актюбинской. Позднее местный продукт распробовали жители Алматинской и Западно-Казахстанской областей.

В 2004 году администрацией ТОО было принято решение расширить бизнес. Старый завод не стали трогать, рядом со зданием выкупили участок земли и построили еще один пивоваренный завод, оснащенный оборудованием компании Ziemann. А третий завод по производству безалкогольной продукции построили в Костанае по пр. Абая, 2. Сегодня все производственные площадки ТОО оснащены современным диагностическим оборудованием, грузоподъемными механизмами и компьютерной техникой.
Те, кому довелось хоть один раз побывать на предприятии, понаблюдать за отработанной организацией труда и производства, говорят, что здесь позитивно отражаются свидетельства поступательного экономического развития региона.

Как рассказала финансовый директор ТОО «Арасан» Людмила Заводчикова, только на реализацию инвестпроекта по строительству цеха безалкогольных напитков в Костанае было затрачено около 2 млрд тенге, более 400 млн из которых – собственные средства предприятия, остальное – кредиты. Сейчас здесь производят газированную воду, сокосодержащие напитки. В том числе любимый костанайцами всех поколений лимонад «Грушевый». При их изготовлении используются только натуральные продукты, поэтому розничная цена бывает порой выше, чем у конкурентов.

— Мы всегда стремились обеспечивать население не просто напитками, а физиологически полноценными и экологически чистыми, – рассказали нам на производстве. – Ведь они не только утоляют жажду, но и участвуют в биологических процессах нашего организма, который на 70% состоит из воды. Поэтому не хотим, чтобы наша продукция отрази­лась на здоровье потребителей, – прокомментировал Алексей Ефремов.

Высокое качество и доступная цена, в сравнении с зарубежными, делают продукцию ТОО конкурентоспособной не только внутри страны, но и за ее пределами. Основным рынком сбыта напитков остается Казахстан, но в последние годы порядка 25% поставляется в Россию.

— Наше предприятие с большим экспортным потенциалом, – утверждает Людмила Заводчикова. – Географическое расположение Костаная очень удобно для экспорта – Сибирь, Урал, где много крупных городов и сконцентрированы крупные промышленные предприятия с высоким уровнем заработной платы. Основная наша проблема – это конкуренция по ценам. Нам трудно предложить низкую стоимость за свой продукт для российских партнеров, учитывая протяженность транспортной логистики. Но благодаря поддержке KazakhExport удалось снизить себестоимость продукта и быть гибкими в ценообразовании.

В перспективе здесь планируют и в дальнейшем модернизировать производство. И планы эти будут обязательно реализованы. Имидж ТОО в своей отрасли очень высок среди смежников и заказчиков. За этим стоит напряженный труд специалистов разного профиля, работающих на предприятии, и высокое качество продукции. Директор ТОО не скрывает главного, по его мнению, секрета успешности.

— Кадры решают все, – говорит Алексей Александрович. – Высококлассных специалистов и рабочих нужно беречь, это неразменный капитал. Большинство наших работников имеет стаж по десять-двадцать и более лет. Это опытные специалисты, хорошо знающие свое дело, люди, на которых всегда и во всем можно положиться.
Уже на прощание мы поинтересовались у генерального директора, какие планы он ставит перед собой на ближайшую перспективу.

— Политика руководства и администрации ТОО «Арасан» нацелена на сохранение традиций производства пивоварения, на удовлетворение требований и ожиданий заказчиков и на оставление лидирующей позиции на рынке пива и безалкогольных напитков, – делится планами Алексей Ефремов. – Ну и, наверное, хотелось бы, чтобы мы поднялись на одну ступеньку выше: сейчас мы третьи по отрасли в Казахстане.

— А почему не на первом?

— Нужно ставить перед собой реальные цели, – улыбаясь, заключил Ефремов.

Александр КУЗЬМИЧЕВ
Фото Багдада АХМЕТБЕКОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77