Здравоохранение Костанай и костанайцы

Трехкратная чемпионка Казахстана по боксу четыре года сражается с редкой болезнью

Держит удар Елена Кольцова-Есенгазина против бокового амиотрофического склероза. Ее постепенно парализует, появились трудности при глотании и речи… Не опустить руки и бороться дальше помогают муж и две дочери. Они – ее поддержка и опора

В гости к Елене и Арману корреспонденты «НК» пришли, можно сказать, нежданно: накануне позвонили, утром – приехали. Только открылась входная дверь, сразу почувствовался запах стирки. Дома уютно, чисто и свежо. Для чего я это описываю, подумаете вы? Да чтобы было понятно – все домашние дела лежат на плечах главы семьи – Армане.

Он пригласил меня и фотокорреспондента на кухню, где в своем любимом и удобном кресле сидела Елена. Девушка поприветствовала нас улыбкой. Арман расположился рядом со своей супругой, во время разговора он то и дело нежно поправлял локоны жены, интересовался, удобно ли ей, не хочет ли она воды. Именно тогда я поняла, что второй раз в жизни вижу настоящую любовь. Первый – были мои бабушка и дедушка, которые до последнего вздоха не садились друг без друга за стол, ходили по улице, держась за руки, спали в обнимку… Тут чувствовалось что-то похожее.

НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН

Еще будучи школьницей, Елена увлеклась спортом. Играла в баскетбол. В 18 лет стала заниматься боксом. Практически сразу поехала на чемпионат Казахстана, где стала третьей. В этом виде спорта она выступала уверенно, результаты были отличные – первые, вторые и третьи места. Три раза Кольцова становилась чемпионкой Казахстана по боксу. А в 2008 году Елена единственная из всей сборной страны привезла медаль с чемпионата мира – бронзовую.

В 2009 году она на одной из тренировок в спортивном комплексе Айтеновых познакомилась с Арманом. Уже в 2011-м молодая пара сыграла свадьбу. Прошла она в национальных традициях. В мае следующего года родилась первая дочь Амина. После декретного отпуска Лена начала работать учителем физкультуры в педагогическом колледже, а также тренером в спортивном зале, где ранее занималась.

– Зарплата в то время составляла около 200 тысяч тенге, плюс ко всему федерация бокса снимала квартиру, как действующей спортсменке. Я тоже работал официально. В нашей семье были созданы все условия для хорошой жизни. Ничего не предвещало беды, – рассказывает Арман. – В 2018 году у нас родилась вторая дочь – Медина. Во время родов у Лены подскочило давление, но родила все-таки она сама. Для кесарева сечения не было показаний, так как беременность проходила спокойно. Дочку выписали через три дня, Лена же неделю находилась в реанимации.

Вскоре начались проблемы со здоровьем. У спорт­сменки стала меняться речь, слова непроизвольно тянулись, начал отниматься и загибаться указательный палец на правой руке, дело дошло до пульсирования мышц. Все это время Есенгазины обивали пороги костанайских больниц. Но никто не мог вынести окончательный вердикт. В декабре 2019 года супруги поехали за спасением в Астану. Там, в поликлинике №2, их приняла врач Сыздыкова, которая больше часа осматривала пациентку. Она же поставила предварительный диагноз, который позже подтвердился научно, – боковой амиотрофический склероз (БАС).

– Наша жизнь в буквальном смысле слова перевернулась с ног на голову. Понимаете, БАС – это редчайшая и неизлечимая болезнь, от которой нет лекарств. Человек постепенно теряет способность двигаться, говорить, глотать… К тому же анализы были направлены в Лондон, чтобы понять: заболевание приобретенное или генетическое. Через месяц пришел ответ. БАС оказался приобретенным. Получается, что никто из нас не застрахован, – говорит Арман, еле сдерживая слезы. – Мы долго не могли принять это, смириться с диагнозом. Я понимал, что у Лены творится в душе, поэтому сразу ей сказал, что буду всегда рядом, стану делать все возможное, чтобы жизнь всей нашей семьи оставалась комфортной.

Раньше Елена была частой героиней материалов

С 2019 года и по сей день Елена прошла девять процедур в Национальном научном медцентре по введению стволовых клеток. Врачи не могут нарадоваться стремлениям девушки жить качественно, она ходит, если ее руки держит Арман.

– Когда я ее отпускаю, она начинает покачиваться и может упасть. Говорит мне, что чувствует в этот момент, будто пропустила удар соперника, – чуть улыбается Арман. – Вообще мы все стараемся переводить в юмор, так легче.

ДОМАШНИЕ ДЕЛА – НА МУЖЧИНЕ

Так как Елена не может самостоятельно передвигаться, муж все взвалил на свои плечи. Утром собирает дочерей в садик и школу, заплетает им косички, отвозит учиться. После приезжает домой, усаживает любимую в кресло на кухне и приступает к готовке. Лена только контролирует.

– Я научился лепить манты, делать рассыпчатый плов, варить молочные каши… Балую своих девчонок, насколько это возможно. Уборка и стирка тоже на мне. Старшая дочь Амина помогает развешивать стирку или складывать вещи в шкаф. Она у нас умничка. Младшая, Медина, тоже все понимает, она воспитанная, – рассказывает о своих принцессах Арман.

Елена подтверждает слова мужа одобрительным кивком и нежной улыбкой.

С МИРУ ПО НИТКЕ…

Сейчас Арман нигде не может работать официально и постоянно, так как жена без него как без рук. Правда, сделав все дела по дому и уложив домочадцев спать, мужчина выезжает таксовать. Развозит пассажиров примерно до часа ночи. На заработанные деньги покупает продукты, немного откладывает на витамины для супруги. В месяц на них уходит порядка 150 тысяч тенге. Плюс необходимы средства на спецпитание. А оно недешевое, одна 400-граммовая банка стоит 6300 тенге. В Костанае не продается, только в Астане.

– Мы до недавнего времени ни к кому не обращались за помощью, старались справиться сами. Мои родители живут в столице, раз в месяц приезжают, сидят с внуками. Ленины мама и папа – в Житикаре, всегда нам передают мясо, соленья и варенье. Мы очень им благодарны за все, – отмечает глава семейства. – В конце сентября поедем в Ташкент в реабилитационный центр, который специализируется на пациентах с диагнозом БАС. На дорожные расходы, питание, проживание и медицинские процедуры необходимо четыре миллиона тенге. Мы не знали, где взять такие средства, у кого занять. Тогда знакомая моего друга решила подключить соцсети и СМИ. Камень сдвинулся с места. За короткий промежуток времени необходимая сумма была собрана.

Арман отмечает, что аж два миллиона тенге перевела женщина по имени Кристина. Она так же, как и семья Есенгазиных, столкнулась с бедой, лечила сына, у которого обнаружили опухоль. К счастью, мальчик восстановился. Кристина же решила заняться благотворительностью.

– В критический момент она протянула нам руку помощи. Пусть ее добро вернется ей вдвойне. Также хочется сказать большое спасибо всем за вклад, низкий вам поклон, – положа руку на сердце, благодарит Арман.

– А управление спорта, федерация по боксу помогают вам? Они знают, что сейчас Елена борется с болезнью? – интересуюсь я.

Елена на ринге не оставляла шансов соперникам

– Конечно, знают. В этом году меня вызывали в областной акимат, были представители спорта. Записали мой номер. На этом все, – отмечает Арман.

– Но, честно говоря, мы от них поддержки не ждем. Лена же не действующая спорт­сменка…

К слову, на реабилитацию в Ташкент Елене Кольцовой-Есенгазиной нужно будет ездить каждые три месяца. Это поможет ей улучшить качество жизни. Судя по отзывам, которые изучили герои нашего материала, пациенты центра после процедур чувствуют себя лучше: кто-то держит шею, кто-то начинает потихоньку ходить… Получается, в год нужно оплачивать минимум 3-4 поездки, а это около 16 миллионов тенге. Такими средствами семья не располагает. Осталась надежда только на добрые сердца неравнодушных людей и благотворителей, которые всегда откликаются на призыв семьи о помощи в соцсетях.

И все же! Где же государство? Когда в честь побед Елены поднимался флаг РК на чемпионатах мира, международных соревнованиях ею гордились! Ей, а значит, Казахстану, дарили овации и восторг тысячи людей! А на жизненном ринге оставили одну, без поддержки. Министерство спорта! Почему никто не оказывает помощь трехкратной чемпионке Казахстана и бронзовому призеру мира? Почему на уровне государства нет специального фонда, резерва для помощи спортсменам, которые защищали честь страны, прославляли ее на международной арене? Эти вопросы пока без ответов…

P.S. Чтобы помочь семье Есенгазиных, вы можете написать Арману: 8 778 332 56 43. К этому номеру привязаны карты Kaspi.kz и Halyk.

Валерия ВАХНЕНКО,
фото Ларисы БОЖКО
и героев материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77