Это одна из болезненных тем для жителей старых девятиэтажек и вместе с тем нерешаемых на протяжении многих лет
Срок службы лифта – 25 лет. Старым девятиэтажкам Костаная уже многим за 30, соответственно, и подъемникам столько же. Однако они по-прежнему функционируют. Жизнь лифтам продлевают обслуживающие компании, ежегодно проводя техобследование и выдавая экспертное заключение – годен или же нет. Кстати, стоит эта процедура 35 тысяч тенге, которую жители оплачивают из собственного кармана, скидываясь по 1000-1500 тенге с квартиры.
– Таких случаев по городу еще не было, чтобы лифт встал, и возник вопрос – кто его будет менять? Хотя в перестроечные годы очень много лифтов простаивало, потому что не было возможности заменить их, но потом город все же за свои деньги восстанавливал лифты – где-то ремонтировал, где-то обновлял. Но на сегодняшний день я не знаю таких примеров, чтобы в Костанае остановили лифты по причине их изношенности и невозможности эксплуатации, – говорит председатель ПКСК «Виктория» Наталья Тарасенко.
Эксперты уверены, что отслужившие свой век лифты продолжают быть пригодными лишь потому, что долгое время простаивали. То есть по сути они еще не отработали положенный им срок. Но это всего лишь вопрос времени. Рано или поздно приходящее в негодность лифтовое хозяйство города даст сбой. И вот-вот жители старых многоэтажек озадачатся вопросом – а кто, как и главное за какие деньги должен ремонтировать или менять подъемники?
Ситуация усугубляется тем, что согласно Закону о жилищных отношениях, лифты входят в состав общедомового имущества, также как и крыша или подвал, а значит и их обслуживание полностью ложится на плечи собственников квартир. И это особенно обидно сегодня, когда в Казахстане планируют внедрение нового вида управления жилыми домами – от КСК к ОСИ. Получается, ПКСК жителям в этом деле больше не будет союзником.
Пока же решать вопросы с поломками лифтового оборудования жителям худо-бедно помогают. Если она незначительна, то ее за свой счет устраняет обслуживающая компания, а если серьезная, то частично расходы по замене вышедшей из строя детали берет на себя ПКСК.
– Бывает, страшно ездить, честное слово, потому что все вибрирует. Но почему вопрос о замене лифтов встал тогда, когда мы берем дома в свои руки? Наверное, нужно было раньше решать эту проблему, а не тянуть до последнего, пока дома не станут собственностью жителей, чтобы все это бремя легло на наши плечи. Вряд ли жителям это будет по карману, – считает жительница дома №122 по ул. Алтынсарина Нина Коробейко.
Впрочем, замена вышедших из строя деталей лифта – только полбеды. Все-таки накопить или сложиться всем домом на капремонт при желании можно. Настоящая проблема – это полная замена подъемника. Один пассажирский лифт стоит в пределах 10 млн тенге.
Если учесть, что на одном этаже девятиэтажки как правило расположено по четыре квартиры, всего в подъезде их 36. Но здесь есть свои нюансы. Во-первых, всегда находится тот, кто против подобных затрат, а во-вторых, так уж повелось в Костанае, что лифтами в старых многоэтажках пользуются только те, кто живет выше второго этажа. Остальные в целях экономии ходят пешком. А это минус восемь квартир. Итого выходит, что оплачивать покупку лифта придется 28 семьям. 10 млн тенге делим на 28, получается, что с одной квартиры выйдет чуть больше 350 тысяч тенге. И это при самом оптимистичном раскладе.
– 10 млн – большие деньги. Да и с каждого не соберешь, потому что очень много квартирантов, много квартир, которые стоят закрытые. Здесь вся тяжесть ляжет на тех, кто живет постоянно. Я собирала деньги за тепловой счетчик и знаю, как это тяжело, – говорит жительница дома № 122 по ул. Алтынсарина Галина Шевченко.
У жителей многоэтажек есть еще один вариант – стать участниками госпрограммы «Развитие регионов» и взять беспроцентный кредит на покупку нового лифта, и выплачивать его, например, в течение пяти лет. Тогда не так накладно выходит, как, к примеру, единоразовый сбор.
– Данной программой можно воспользоваться и по замене/проведении капитального ремонта кровли, инженерных коммуникаций, а также можно сделать фасад дома. Можно произвести по этой программе замену лифтового оборудования, либо устаревших механизмов на новые. По данной госпрограмме производится ремонт, сумму которого рассчитывают на всех жильцов – собственников квартир. Естественно, это делается с согласия собственников помещения, – подчеркивает главный специалист отдела жилищных отношений акимата г. Костаная Алмат Даумов.
Такая возможность у костанайцев появилась года четыре назад. Но ею пока никто не воспользовался. Как ни крути, а все же накладно выходит для жителей покупка лифта. Поэтому костанайцы просят помощи властей. И чем быстрее они обратят на эту просьбу внимание, тем лучше. Все-таки лифтовое оборудование – это зона повышенной опасности, а значит, не может ждать пока грянет гром.
Валентина МЕЛЕХОВА
Фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77