ЖКХ Наш город

В каком состоянии рекламные конструкции в Костанае и будет ли продолжена работа по их модернизации?

Билборды, вывески на остановках и даже фотозоны – все это примеры рекламы. Помимо выполнения функций информирования и продажи какой-либо услуги, эти конструкции должны быть эстетичными и законными

Эта тема не новая. Власти, журналисты, депутаты поднимают ее практически каждый год. Уже пришли к тому, что для центральных улиц разработали дизайн-код, в него должна вписываться и реклама. Готов ли к этому бизнес и как скоро в Костанае появится единый стиль, разбирались корреспонденты «НК».

НАРУШЕНИЯ, СУДЫ И ИЗЪЯТИЯ

По данным отдела архитектуры и градостроительства, в областном центре установлено 235 рекламных конструкций, и лишь 15% из них полностью соответствуют национальным правилам размещения.

Ежегодно власти города борются с нарушителями. Так, в 2022 году убрали 52 рекламные конструкции. Кроме того, в 2023 году в государственную собственность было возвращено 14 земельных участков. Однако не все согласны с требованиями акимата.

Театр начинается с вешалки, а магазин – с вывески…

– На данный момент состоялось семь судебных разбирательств с субъектами рекламной деятельности. По одному из них решение суда вступило в законную силу, земельный участок по ул. Касымханова возвращен в государственную собственность. Ранее он принадлежал ТОО «РА Вот Так», – сообщил в ответ на официальный запрос отдел земельных отношений.

К нарушениям относится размещение рекламы на небезопасном расстоянии от проезжей части, неудовлетворительное состояние конструкций, самовольное размещение строений без согласования с отделами архитектуры и земельных отношений.

Согласно закону, на рекламе запрещено изображать полуобнаженных людей

На одном из аппаратных совещаний аким города Марат Жундубаев отметил, что с руководителями рекламных агентств проводили круглые столы и объясняли, что нужно соблюдать общенациональные правила, а также модернизировать конструкции.

– К примеру, использовать LED-экраны, которые бы украсили улицы города. Не будет хороших предложений – лучше освободить землю для расширения проезжих частей, – подчеркивал аким.

МНЕНИЕ БИЗНЕСА

В отделе земельных отношениях поделились, что многие предприниматели не были довольны требованиям по модернизации рекламных конструкций, ссылаясь на высокую стоимость работ, что может быть убыточно для бизнеса. «НК» обратился к представителям крупных рекламных агентств, чтобы узнать их точку зрения.

Некоторые бизнесмены уделяют большое внимание не только баннерам, но и входным группам. Делают на прилегающей территории красивые фотозоны

ТОО «Издательский дом» занимается изготовлением рекламных вывесок, лайтбоксов, арт-объектов и прочего. Предоставляет и услуги по размещению рекламы на билбордах в разных частях города. По мнению администратора рекламного отдела Екатерины Симаковой, требования акимата оправданы.

– Город меняется. Появляются новые микрорайоны, транспортные развязки, обновляются фасады домов, на них устанавливается архитектурная подсветка. Рекламные конструкции – это тоже часть городской среды. Таких сооружений в Костанае насчитывается порядка трехсот. Об их внешнем виде и техническом состоянии разговор в акимате возникает регулярно. Что требуют городские власти? Заменить конструкции, установленные в девяностые годы, которые за тридцать лет устарели морально и физически, на новые. Требования вполне правомерны, – отмечает представитель ТОО «Издательский дом». – Вопрос замены, безусловно, болезненный, связан с немалыми материальными затратами, тем более что продление аренды на земельные участки всегда проходит нервно и часто сопровождается выяснением отношений в суде, а отказы компании порой получают по надуманным причинам. Но с другой стороны, любой предприниматель должен согласиться с мнением, что бизнес невозможен без развития.

Креативными могут быть и билборды

Того же мнения и Екатерина Паевская – владелица агентства визуальной рекламы «METKO.kz».

– Наша компания предоставляет услуги по размещению рекламы на государственных конструкциях, которые мы арендуем, к примеру, на остановках. Мы придерживаемся всех норм. С билбордами, конечно, намного сложнее. Рекламным агентствам, которые работают с данным видом сооружений, нужно проходить намного больше процедур для согласования. Но я, как обыватель, согласна, что билборды должны быть выполнены в едином стиле, быть ухоженными и соответствовать современным реалиям. Но я не разделяю мнения акима, что нужно внедрять больше LED-экранов. Тогда у нас весь город будет «рябить», отвлекать водителей и создавать визуальный шум в целом, – считает собеседница.

В ЕДИНОМ СТИЛЕ

В отделе архитектуры «НК» сообщили, что с ноября 2023 года в Костанае утвержден проект «Визуализация проспекта Аль-Фараби и улицы Байтурсынова», исходя из которого субъекты бизнеса должны придерживаться единого стиля в оформлении вывесок и рекламных конструкций.
Прошлым летом проводили капитальный ремонт визитной карточки города – башни с часами. Тогда всех владельцев бизнеса попросили снять вывески, чтобы изготовить новые, соответствующие единому дизайн-коду. Одним из них был магазин By Liliana.

– Изначально мы категорично отнеслись к требованию акимата, поскольку наши бутики выполнены в цветовой гамме, узнаваемой клиентами. Но позже согласились. Красиво, когда все в едином стиле. Планируем заказать эскиз новой вывески, согласовать с отделом архитектуры, если нам ее утвердят, установим, – говорит владелица магазина Лилиана Багдонене. – Единый стиль – это актуально и современно. Сейчас XXI век, хочется наслаждаться эстетикой, а не цветастыми вывесками.

По словам предпринимательницы, замена фирменной вывески не сыграла особой роли на прибыли. Все-таки большое количество покупателей приходят благодаря соцсетям.

ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Практически каждый аким города предпринимал попытку навести порядок с рекламой в городе. Но очень быстро эта инициатива затухала из-за долгосрочных договоров на аренду. Так, в 2021 году при Кайрате Ахметове были созданы группы по обследованию объектов наружной рекламы, состоящие из представителей МПС, представителей отделов архитектуры и земельных отношений и акимата. Одним из членов комиссии был депутат облмаслихата Евгений Сотников.

– Помню, как мы ходили в рейды по ул. Карбышева, фиксировали нарушения, обнаружили даже незаконно установленные конструкции. Собирали круглые столы, призывали владельцев бизнеса навести порядок. Кто-то пошел навстречу. Но в основном предприниматели ссылались на наличие договоров. И все оставалось на своих местах, – рассказывает Сотников. – Я считаю, нужно найти компромисс между бизнесом и акиматом не в ущерб предпринимателям. Конечно, вкладываться в замену стоек тех же билбордов очень накладно, но это нужно делать хотя бы постепенно. Ведь Костанай – областной центр, и его улицы должны выглядеть эстетично и современно.

Депутат считает, что подобные комиссии, возможно, возобновят свою работу в ближайшее время. Ведь срок действия многих договоров уже истек, и их можно не пролонгировать, если предприниматель не намерен устанавливать конструкции в соответствии с законом.

Очевидно, вопрос с рекламой будет решен не скоро. Чтобы улицы нашего города выглядели презентабельно, нужен постоянный контроль и разработка новых проектов от отделов архитектуры и земельных отношений, а также поддержка бизнеса.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77