В Костанае, чтобы получить нужную медпомощь, важно досконально знать свои права
В противном случае вас либо обманут, либо некачественно предоставят услугу, либо вы навредите сами себе, требуя нужного, по вашему мнению, лечения. На очередные жалобы и обращения читателей «НК» отвечают эксперты.
Сначала за счет фонда…
Жительница Костаная Наталья Дайберт в марте этого года проходила лечение в дневном стационаре Костанайского кардиологического центра. Оплатила прием невропатолога Надежды Курышевой, а та назначила лечение и дала направление в дневной стационар.
– Она сказала, что за счет фонда медстрахования, то есть бесплатно, можно прокапаться только пять дней, дальше придется капаться за свой счет, – рассказала Наталья. – По истечении пяти дней состояние не совсем радовало, поэтому невропатолог посоветовала походить еще хотя бы дня три. За это я заплатила 15 тысяч.
О том, что это незаконно, заявили в филиале по Костанайской области НАО «Фонд социального медицинского страхования». Его директор Батырбек Нургалиев рассказал, что медучреждения получают деньги от государства по факту за оказанные услуги и никаких лимитов для пациентов не существует.
Четверть медорганизаций Костаная, которые работают с фондом, – это частники. Среди них: кардиологический центр, «Жемчужина», хирургический центр в Тобыле. Они заключают договоры на определенные услуги, выполняемые по госзаказу, и также продолжают работать в частном порядке. К примеру, в «Жемчужине» на Наримановской можно бесплатно пройти КТ и МРТ, в кардиоцентре пролечиться на дневном стационаре или сделать операцию. Главное – иметь направление от врача.
– Список всех клиник и услуг, которые они оказывают населению за счет их же взносов, есть на нашем сайте, – отметил Батырбек Нургалиев. – Если пациентка, которую обманом заставили доплатить 15 тысяч за стационар, обратится к нам с официальной жалобой, то мы откроем внеплановую проверку по данному факту: посмотрим, сколько кардиоцентр затратил средств на лечение, соответствовало ли оно протоколу. Если выявятся нарушения, будут применены меры экономического воздействия. Если есть состав уголовного правонарушения, передадим материалы в правоохранительные органы.
Мораль: если разговор заходит о лимитах Фонда соцмедстрахования, не верьте и обратитесь за консультацией в call-центр ФСМС по номеру 1406.
А свое принести можно?
«НК» уже писал о том, что костанайцы недовольны перечнем лекарств, которые предоставляют пациентам в дневных стационарах поликлиник. С 2017 года при изменении казахстанского национального лекарственного формуляра (сокращенно – КНФ) из государственных медучреждений пропали знакомые всем «Актовегин», «Пирацетам», «Тиогамма», «Мексидол», «Кавинтон». Люди привыкли к этим препаратам, многие до сих пор ими лечатся, назначают их и врачи. Но если их нет в поликлинике, как быть?
– Я недавно не смогла получить лечение, потому что поликлиника отказывается предоставлять мне «Тиогамму», а другие препараты мне не подходят, – написала в «НК» Александра Березова. – Мне пришлось самой покупать лекарство, отдать почти 30 тысяч и ставить системы на дому.
Главный врач поликлиники №4 Маргарита Бисенова говорит, что лекарства, которые не входят в КНФ, учреждение закупать не может.
– Люди предлагают приносить свое, но мы не имеем права применять эти лекарства. Если что-то пойдет не так, то ответственность будет нести организация, а не пациент, – подчеркивает Бисенова. – Кроме того, системы на дому ставить нельзя, так как человек должен находиться под присмотром и в случае чего получить помощь.
При этом частные организации почти не возражают против того, чтобы пациент сам покупал лекарства, если их пропишет врач. В той же «Жемчужине», как рассказали нам в службе поддержки пациентов клиники, есть «Мексидол», его учреждение закупает.
– Частные организации, конечно, могут покупать препараты вне КНФ, потому что у них есть собственный бюджет, – отвечает руководитель лекарственного отдела управления здравоохранения Гульнар Оспанова. – А поликлиникам эти траты государство не возместит, они работают строго по перечню.
Приносить свое или не приносить – вот в чем вопрос. Официально говорят, что нельзя, но если вам действительно ничего не подходит из списка КНФ, врач негласно, под свою ответственность может пойти на уступки. Так сказали нам в дневном стационаре одной из поликлиник. У частников с этим вопросов нет, вероятно, потому что они добиваются лояльности клиентов. Тем не менее почему такие разные условия? Зачем вообще тогда посещать стационар при поликлинике?
В фонде соцмедстрахования напоминают, что пациент в целом вправе потребовать направление в дневной стационар в любую клинику, которая работает по госзаказу. Только вот государственные поликлиники, не желая терять деньги, своих пациентов не отпускают и держат до последнего.
Мораль: помните, что выбор всегда за вами. Если что-то не нравится, требуйте лучших условий.
Предлагают самое дешевое…
Об этом говорят пациенты, когда не видят в списках предоставляемых лекарств тех же самых «Актовегина» и «Тиогаммы». Вопрос: их убрали из соображений экономии или они действительно неэффективны? Честно, в последнее мало верится, так как лекарства эти недешевые и очень популярные. Для сравнения: пять ампул «Актовегина» стоят 3 480 тенге, десять ампул «Кавинтона» – 2 890 тенге, десять ампул «Мексидола» – 3 500 тенге. Вместо всего этого в поликлиниках выдают только «Трентал». Его стоимость – 2 920 тенге. Намного дешевле? Отнюдь.
Главный врач Костанайской областной больницы Юрий Моисеев говорит, что после проведения многочисленных исследований из КНФ убрали вышеуказанные препараты, так как их действенность не была доказана. Да, они продаются в аптеках, их иногда назначают врачи, но для бюджета это лишние траты, потому что они не имеют нужного для большой категории пациентов эффекта.
– В свое время некоторые лекарства разрекламировали, поэтому люди к ним привыкли, – констатирует Моисеев. – Мы в больнице можем применять препараты, которые не входят в КНФ, но с согласия пациента. В клиническом протоколе лечения заболевания тоже прописан список подходящих лекарств, но всегда есть исключения, мы ищем выходы. От протокола отступить можно, но если что-то пойдет не так, отвечать за это будет врач.
Клинический фармаколог Камила Мусина, которая консультирует врачей областной больницы на предмет целесообразности применения тех или иных препаратов, тоже однозначно заявляет: лекарства ушли из формуляра не просто так. Наука не стоит на месте, многие препараты со временем признаются неактуальными.
– Казахстанский лекарственный формуляр формируется на основе британского, потому что он считается эталонным. Туда входят только те препараты, которые имеют высокую доказанную эффективность. Их исследовали на больших группах людей с разными диагнозами, – комментирует фармаколог. – «Актовегин», «Цитиколин», «Цераксон», гепатопротектор «Эссенциале форте» применяется только на территории СНГ, в США и Европе их уже давно не используют.
Мораль: обсуждайте процесс лечения со своими врачами. Если вам что-то не подходит, ищите альтернативу. Или бегите в частную клинику по направлению, чтобы получить системы бесплатно и со своими лекарствами.
Не более восьми дней
«Я не смогла попасть в апреле на дневной стационар в поликлинике №3. Меня записали только на май. Кроме того, там капают не больше 8 дней. Это что за правила такие? Раньше мне назначали и по 12 систем!» – такую жалобу мы получили от жительницы Костаная Антонины Зайцевой.
Главврач данного учреждения Манарбек Ахметов признал, что в его стационаре всего 40 коек, очередь на апрель была большая, поэтому часть пациентов передвинули на май. С учетом того, что мы уже знаем о возможности направить больного в другую поликлинику, спрашиваем: а почему вы так не сделали, чтобы не нарушать права пациентов?
– Мы такое не практикуем… Но можно было бы подойти ко мне или к моим заместителям, мы бы нашли выход, – заверил Манарбек Ахметов.
И снова нежелание терять заработок: ведь если больной прокапается в другой клинике, то и деньги от фонда уйдут туда. То же касается и любой другой услуги. В фонде соцмедстрахования еще раз повторяют: срок ожидания приема или обследования не должен превышать десяти дней. В противном случае вам должны выдать направление в другое учреждение.
Что касается сроков проведения инфузионной терапии, то оно не должно превышать восьми дней. Это прописано в правилах оказания стационарозамещающей помощи от 2015 года: не менее трех рабочих дней, но не более восьми. А нужно ли больше?
Наши эксперты солидарны в одном: вливание жидкости в пациента – не панацея. Системы не лучше таблеток или уколов. Тем не менее многие по привычке до сих пор уверены в обратном.
– Сегодня вызывает сомнения приверженность к долгому лечению системами: жидкость дает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую и мочевыводящую системы. Сердечникам и диабетикам вообще чем меньше систем, тем лучше, – говорит фармаколог Камила Мусина. – Моя работа в стационаре как раз заключается в том, чтобы сокращать количество капельниц. Они должны применяться, только когда человек экстренно поступил в стационар, но после стабилизации состояния надо переходить на пероральный прием препаратов. Через вену лекарство быстрее поступает в кровь, но уколы и таблетки в эффективности не уступают.
Врачи говорят, что после пяти-семи дней систем лучше продолжить прием тех же препаратов в таблетированной форме. Такое лечение будет полноценным.
Но и тут клиники могут лукавить: как говорит директор филиала фонда соцмедстрахования Батырбек Нургалиев, учреждению оплачивают каждый пролеченный случай одинаково вне зависимости от того, сколько человек пробыл в стационаре и какие услуги получал.
– Если врач назначил хоть пять, хоть восемь систем, поликлиника все равно получит одну и ту же сумму. Это усредненный тариф, такая у нас система. Некоторые учреждения, используя это, пытаются экономить, – признает Нургалиев.
Пациенты часто ругают современную систему здравоохранения и уповают на то, что в советское время доктора лечили умом, а не по протоколам. Заслуженный врач РК, отличник здравоохранения Купей Мальчубаева готова с этим поспорить.
– Я считаю, что протоколы врачей дисциплинируют. Раньше все шли вразнобой. Бывало, только по жалобам выставляли диагноз, сейчас нужно все проверить, есть разработанные учеными алгоритмы ведения болезни, – говорит врач. – Люди не понимают сути заболевания и порой что-то требуют, а ведь медицина сложна, как мир. Лекарства в больших количествах не приносят пользы, они губят наш иммунитет. При том же сахарном диабете успех зависит от диеты и самоконтроля, а не препаратов и систем.
Мораль: обращайтесь с жалобами и вопросами напрямую в медучреждения, чтобы там видели картину потребностей пациентов, или в облздрав по номеру 22-50-10. О бесплатных лекарствах можно узнать в «СК-Фармации» по номеру 1439.
Татьяна НАЗАРУК,
карикатура из интернета
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77